9 октября, по окончании Литургии престольного праздника в Иоанно-Богословском приделе Благовещенского монастырского собора города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:
─ Братья и сестры!
Сегодня мы празднуем память двух великих людей: евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, как его принято называть, и великого подвижника, заступника веры Православной — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, первого Предстоятеля Русской Церкви после восстановления Патриаршества.
Становление Патриаршества проходило в кровавые революционные годы, и Святейший Патриарх Тихон в определенной степени стал жертвой этих страшных событий. Но и начало XXI века, в котором мы с вами живем, тоже время непростое и нелегкое. Народ испытывает сложности и с трудом объясняет себе процессы, которые с нами происходят.
Если говорить о вере, то храмы, слава Богу, открыты, свободно строятся новые церкви и монашеские обители, создаются христианские школы. Больше 700 монастырей сейчас в Русской Православной Церкви!
Казалось бы, сплошная радость, но мы видим, что среди наших людей, даже православных, иссякают любовь и благочестие. Даже у верующих распадаются семьи. Нередко мы читаем страшные новости о том, что убивают детей, выбрасывают на улицу престарелых родителей.
Множество людей увлекаются наркотиками, алкоголем, жестокостью. Точно также свободно развивается колдовство, чародейство, секты, — все сатанинское, что губит народ. И псевдохристианские секты, которые ложно исповедуют Господа Иисуса Христа. Это творят сами русские люди, не какие-то чужестранцы, но наши соотечественники. Так много ли нас православных в этом море страстей житейских?
Оказывается, нас лишь прослойка. Но Господь хранит Святую Церковь, каждого из нас, близких и врагов наших. Однако мы с вами должны усерднее молиться Богу о ниспослании любви и терпения друг к другу, не только как православные, но и как граждане своей страны — чтобы не опуститься на уровень ненависти, злобы и неприятия.
Иоанн Богослов открывает великую тайну веры: «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Любовь в своих посланиях воспевает и апостол Павел: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:8). Господь всех нас любит — значит и мы должны иметь ко всему терпение и просить об этом Бога, о терпении даже к тем, кто не любит Всевышнего и Его святых. Мы не можем просить только о любви к аду и диаволу — это есть сама смерть и противостояние Господу, этого мы не приемлем, и это не по пути нам к жизни вечной.
По-разному Бога воспринимают христианские народы, и только в Святом Православии люди знают, что Бог есть любовь, есть жизнь, есть терпение и знание. И начинается любовь на Земле: с обителей, монастырей, мужских и женских, где собираются люди с разными характерами и возрастами, и терпеливо совершают свое Спасение, научая нас, живущих в этом мире, этом вертепе соблазнов и горя.
И великое счастье города, страны, где есть монастыри и монашествующие, где есть святыни в виде мощей и памяти святых угодников, которые погибали ради жизни и ради любви.
И самое простое, что мы должны изжить в нашей жизни, это гнев, ярость, обиды и злопамятство. Самое простое, но оно почему-то живет. Сами не справимся — Господь нам поможет и всеобщая молитва, которую мы совершаем Всемилостивому Творцу. И молитва обители — за землю русскую, каждого человека на Земле, любой нации и религии, потому как бесценна человеческая жизнь.
А причина наших скорбей и треволнений — все то, о чем мы слышим из происходящего на Земле: войны, потрясения, множество чего другого. Об этом нам нужно меньше думать, а больше заботиться о Спасении своей души и молитве за весь мир, чтобы эти потрясения прекратились. Никто миру не сказал, кроме Господа Иисуса Христа, с чего начинается Спасение. Никто миру не сказал, кроме апостола Иоанна, что Бог есть любовь. И он же получил дар узнать, что же будет с миром дальше — в откровении.
И мир будет спасен верующими людьми, теми, кто любит Господа. Быть может, немного нас, но каждый день, в храмах и монастырях, возносятся молитвы православных верующих людей о мире во всем мире, о жизни, любви. И мы с вами к этому причастны, и мы точно знаем, что когда мы гневаемся и злимся, что Господу это неугодно. И тогда нам нужно трудиться: покаянием, молитвой, Причастием. Укреплять веру!
Так и мы не должны падать духом, когда изнемогаем от трудностей. Нужно просить Бога, чтобы Он протянул руку своей любви и Спасения, и провел нас по житейскому морю в жизнь вечную. Дай Господи всем нам иметь большую, глубокую веру, хранить ее и пожинать плоды этой веры — к Богу, к жизни, к человечеству, ко всему, что Бог создал.
Отсюда и начинается и Спасение, и Царство Божие, и жизнь вечная.
Аминь.