11 октября в Москве председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, отвечая в ходе конференции «Христианские ценности в условиях глобального вызова» на вопрос о соотношении христианских и общечеловеческих ценностей, отметил, что религия не тождественна нравственности, поскольку в центре религии стоит вопрос смерти, а не вопрос «как себя вести».
«Если под общечеловеческими ценностями мы принимаем некий общий нравственный свод правил, которые признаются людьми разных культур и религий, то здесь, несмотря на различную аксиоматику мировых религий, нравственное поле разных религиозных позиций практически совпадает», — заявил В.Р. Легойда.
«Но религия не тождественна нравственности, поскольку в центре религии стоит вопрос смерти, а не вопрос одного их героев романа “Война и мир” “как быть вполне хорошим человеком”», — добавил он.
Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что при всей близости этических позиций, на уровне онтологических представлений религии разнятся, и смысл богословского диалога должен заключаться в первую очередь в уточнении позиций.
«Если же понимать общечеловеческие ценности в смысле представления о человеке как о нулевой величине, лишенной религии, культуры, Родины, то с этим сложно согласиться с христианской позиции. Потому что именно в рамках такого мировоззрения и возникает тезис, с которым также согласиться довольно сложно: “Религия — частное дело”», — отметил он.
По словам В.Р. Легойды, основная опасность этого тезиса заключается в том, что он выдается не за альтернативную мировоззренческую позицию, а за некую объективную оценку социальной реальности, наряду с которой могут существовать «субъективные» представления христиан, мусульман и т.д.
«Мы сегодня на конференциях говорим о ценностях, но важно понимать, что христианство — это не просто этическая или аксиологическая система, а жизнь во Христе. Конечно, в христианстве есть система ценностей, которая связана с этим главным, но в первую очередь христианство — жизнь во Христе», — подчеркнул представитель Церкви.
Говоря о важности христианского свидетельства в современном мире, В.Р. Легойда напомнил о состоявшейся в феврале текущего года встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском и процитировал слова Предстоятеля Русской Православной Церкви, высоко оценившего ее значимость: «У меня какое-то время назад возникло очень сильное чувство, что, если не сделать каких-то радикальных шагов, сильных шагов, мы можем оказаться в крайне критической ситуации, потому что благополучие человеческого рода не запрограммировано, процветание не запрограммировано, мир не запрограммирован, справедливость не запрограммирована. Бог дал нам свободу, и мы можем избрать либо путь жизни, либо путь смерти. Каждый это знает на своем опыте. Человек может создать добрые, сердечные отношения с другими людьми, а может их разрушить; он может воспитать детей и радоваться их жизни, а может заниматься только собой и разрушить жизнь своих детей, их внутренний мир. И каждый из нас стоит перед этим выбором, и весь род человеческий стоит перед этим выбором. И вот я почувствовал, что мы приближаемся к этой развилке. Именно поэтому состоялась моя встреча с папой Франциском. Я увидел в нем человека во многом единомышленного, человека, способного к открытой, недипломатической беседе, способного искренне обмениваться своими мыслями и идеями, человека, который также чувствует опасность приближения к черте».
В заключение своего выступления председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ответил на вопрос журналистов о том, насколько актуальны христианские ценности для человека XXI века: «Мне кажется, что вопрос не в том, насколько для современных людей актуально христианство, а в том, насколько современный человек актуален в свете Евангелия. Именно этим и определяется его будущее».