Новости, Проповеди

Правящий архиерей: Все сотворены Богом — и плохие, и хорошие


16 октября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по окончании Божественной литургии в Покровском храме города Назарово Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем Евангелии Господь открывает нам одну истину, которую верующие люди всегда должны знать, но не всегда исполняют, поскольку немало вокруг искушений и пристрастий.

Не для всего мира понятно, какой Бог, в которого веруют христиане, и кто такая Церковь, для чего она существует. Не ищя ответа на эти вопросы по своей ленности, халатности, преступной невнимательности к спасению своей души, люди лишаются жизни вечной и Царства Божиего. Более того, иногда становятся служителями зла.

Господь сегодня говорит: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:27-36).

А как же поступают люди неверующие, язычники и прочие? Они любят только тех, кто любит их. А что же важно? Оказывается важно, чтобы мы понимали, что творить добро человек обязан, независимо от того, любит он человека или нет, уважает его или нет. Благословлять и молиться за тех, кто кажется нам неприязненным или даже врагом. Это очень тяжело исполнять.

Почему же Господь говорит об этом? Когда Господь был на земле, так и в наши дни, когда у нас открывают двери храмов, и приходят православные христиане, в душе существует уважение и любовь к тем, кто даже лживо и лицемерно хвалит нас, любит. Мы подчас забываем, что все сотворены Богом — и плохие, и хорошие.

Часто мы слышим вопрос: «А где ваш Бог? Почему злых не наказывает, а мы страдаем? У нас так плохо». А Бог ведь нужен для того, чтобы уверовали в него и приняли жизнь вечную, бессмертие души, прощение грехов. Не может человек все время быть виновным без покаяния, не может преступник вечно быть в тюрьме. Есть рок, наказание по милосердию государства, а тем более Господь.

Тогда люди так же разделялись, и сейчас. Проще всего ведь покаяться, очиститься от грехов. Не Бог запрещает это, а люди запрещают другому человеку, обвиняя его, может быть, и по достоинству его вины, но не оставляя шанса к покаянию.

Потому Господь и говорит следующие слова: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Это не прекратится, пока не прекратится мир и не наступит кончина.

Если Господь принимает так всех с любовью, то кто мы такие, чтобы в сердце своем носить коварство, злобу, обиды, мстительность, злопамятство? Если мы это носим в сердце и не освобождаемся любовью к грешнику, то мы тогда выходит хуже него.

Но вот уже две тысячи лет проповедует Евангелие о спасении. Две тысячи лет люди слышат Христову проповедь. А мир как будто бы не стал лучше в этом направлении, а подчас, пытается возложить ответственность за зло на Бога.

Но не Бог виновен в том, что есть зло, а человек. Бог дал добро навсегда и ради добра, и в жизни даже взошел на крест и пострадал, чтобы люди учились милосердию, терпению и любви.

Поэтому очень важно верующим во Иисуса Христа как можно чаще бывать в храме, собираться вокруг Господа на Литургии, чтобы учиться добру и стать похожим на Бога, наполняясь милосердием и даже жалостью к грешному миру, который погибает от зла.

И, наполняясь Божией любовью, верой, мы постигаем с вами то, что называется Царство Божие, жизнь вечная, и да будем мы достойны этого Царства, которое Господь приготовил верующим в него людям.

Аминь.