Новости, Рождественские чтения

Участники Чтений: Именно религиозные философы предсказали события 1917 года


Это утверждение стало одним из ярких тезисов на секции «Философия и теология», которая впервые прошла в рамках направления «Церковь и общество» XVII Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений «1917–2017: Уроки столетия».

Секция, состоявшаяся 18 января в Архиерейском доме города Красноярска, была организована по инициативе профессорского и преподавательского сообщества Красноярья, — отметил в приветственном слове член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков.

Религиозная философия, вопреки устоявшимся стереотипам, вовсе не была чем-то закостенелым и мрачным, принижавшим значение человека в окружающем мире. Убежденность в силе человеческого разума можно найти у многих христианских философов, в том числе самых ранних, таких как Фома Аквинский, — подчеркнула в своем выступлении руководитель секции, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Красноярского государственного аграрного университета Инна Круглова.

Руководитель секции напомнила, что в контексте заявленной темы Чтений вопросы религиозной философии приобретают особое значение, поскольку царская Россия обладала школой ярких духовных мыслителей, утраченной во время революционных событий в стране.

— Однако русские религиозные философы выполнили свой долг перед обществом. Николай Бердяев, Семен Франк, Сергей Булгаков — все они приняли участие в издании сборника „Вехи“ в 1909 году, предсказав будущие ужасы революции, — сказала, в частности, Инна Николаевна. Также она упомянула и о том, что совершенно неслучайными были репрессии и принудительные высылки за рубеж православных мыслителей со стороны новой власти — ведь те являлись хранителями вечных истин и представлений о добре и зле, неприемлемых для строителей коммунистической утопии.

Тематика докладов была необычайно широка. В первую очередь, выступающие — представители педагогического состава Сибирского федерального университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф Решетнева и Красноярского государственного аграрного университета, — предприняли попытки анализа ключевых понятий русской религиозной философии, ее метафизических основ.

Одной из тем было представление о единстве всего сущего, его связанности с Господом. Наглядно эту идею соборности бытия и призвана воплощать собой Православная Церковь. Человеку в такой мировоззренческой парадигме отведена особая роль связующего элемента между высшими силами и материальным миром, — отметила в докладе «Понятие души в русской философии» доктор философских наук, профессор кафедры философии КрасГАУ Татьяна Бармашова.

Вместе с тем, на секции прозвучала мысль и о том, что религиозная философия — это не трансляция основ Православия языком философии, но сложная мировоззренческая система. Несомненно, она имела под собой основу в виде православной культуры и системы ценностей; но она также была бы невозможной без знакомства ее авторов с трудами философов иных культур и личных переживаний и духовных исканий, — на этом в выступлении «Проблема смысла истории в русской религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков» сделал упор кандидат культурологии, доцент кафедры философии КрасГАУ Павел Ломанов.

Одним из примеров таких самобытных мыслителей с яркой судьбой и крутыми жизненными поворотами стал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О его философских взглядах, отраженных, прежде всего в труде «Дух, душа и тело», в работе «Апология материализма в трудах святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» рассказал старший преподаватель кафедры философии Красноярского государственного аграрного университета Олег Наумов.

Всего на секции было представлено десять тематических выступлений.
После заседания для собравшихся экскурсию по Архиерейскому дому провел руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков.

— Подобная площадка на Красноярских краевых Рождественских чтениях состоялась впервые и, что немаловажно, по предложению самих преподавателей. Ее необходимость для нашей конференции и перспективность, на мой взгляд, несомненны. Ведь русская религиозная философия — это действительно уникальный, самобытный пласт нашей национальной культуры. Идеи ее представителей до сих пор живы и служат основой для многих современных мировоззренческих концепций. Как уже было справедливо отмечено сегодня, именно религиозные философы предсказали события 1917 года — те самые «уроки столетия», которые мы пытались осознать на этих Рождественских чтениях, — прокомментировал событие Андрей Васильевич для пресс-службы Красноярской епархии.