20 января, после проповеди в день Попразднства Богоявления, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон предостерег верующих от гаджет-зависимости:
— Начну с самого малого: когда я был совсем еще маленьким ребенком, бабушка за ручку вела меня в церковь. Как было в церкви? Справа стояли мужчины, дети возле амвона, за ними стояла молодежь, самые старшие — сзади всех, как бы наблюдали. Слева — женщины в платочках, девочки… Ну, а малыши, конечно, на руках у мам.
И никто не шумел! Даже самые маленькие не плакали. Слышно было, как муха пролетит. Никакого движения! Только свечки брали и передавали тихонько, шепотом говоря, кому поставить — Царице Небесной, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону-целителю. И женщины возле подсвечников их ставили, и шло богослужение. Тогда службы были даже подлиннее, потому что было мало храмов и оттого много людей в них и много записок.
Большой грех в храме разговаривать, отвлекаться, что часто происходит теперь. Лукавый сатана всяческими способами человека искушает. Например, телефоны: с фотографиями, с картинками… И многие из нас не по злу, не по безбожию, но по увлечению снимают, передают, обсуждают и не слышат, что делает Бог с нашими душами в церкви, не слышат в себе благодати. Нам нужно от этой привычки греховной постепенно начинать отходить.
Господь сказал нам в первых заповедях: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:2–3). Это закон, который нельзя менять.
И святые отцы говорят нам, что в храме лукавый ловит человека на его мыслях. Вот, человек стоит в храме, а мыслями ушел далеко, на базар что-то покупать. А другой разбирается в ссорах с женой, а третий о болезнях думает, вместо того чтобы просить: «Господи, помилуй!», заставлять себя.
Это очень важно. В таком случае мы уходим со службы «полуразбитыми», а телефон уводит нас от благодати. Наш интерес уходит в эти картинки, а потом смотрим на Святейшего Патриарха, на Владыку, батюшек, своих друзей, прихожан и обсуждаем и их одежды, и кресты, но не говорим о Спасении души, о страхе греха, — мы принимаем грех, только другой формы. Конечно, это внушение не от Божией силы, не от ангела-хранителя, а от искусителя.
Что касается самого телефона, то это просто пластмасса и железо. Он создан для удобства, но он нас поработил. Приходишь в гости и видишь: маленькие дети, а уже сидят с телефонами, пальчиками тоненькими тычут. Даже кушать не идут, на улицу не хотят идти: так притягивает. А потом бывает беда…
Наверное, нам, как христианам, надо крепко об этом думать, и пользоваться всеми этими вещами только когда необходимо: для работы, для общения. Тот же телефон облегчает общение: сидит человек в Москве, и может говорить с Владивостоком, Хабаровском или Красноярском, видит даже своего родственника или друга. Конечно, это удобно, но только дома и в отведенный час.
И важно просить Господа, чтобы не искуситься, чтобы рука не лезла искать греховное, распутное, уничтожающее человеческую личность. В храм нужно идти, оставив, по совету старцев, все мирское за порогом: и злобу, и любовь, и мир, и ненависть, — все нужно забыть. Если есть беда — прийти и просить Господа о врачевании, если счастье — благодарить Бога и просить, чтобы диавол это счастье не разрушил и не похитил.
Храм — это место, где Господь пребывает Своей благодатью и славой и принимает от нас наши человеческие проблемы, чтобы помогать нам. Тогда жизнь будет осмысленной, и многие тайны и Спасения, и греха будут открываться каждому человеку.
Задача диавола — отвлечь человека от Христа, и для этого он все использует. И поэтому, когда мы слышим с вами разные плохие вещи о людях, о том, что они делают — то не люди виноваты, а тот, кто подстрекает. Человек — слабое существо, всегда ребенок, и он поддается на это. Надо об этом помнить.
И мы так ко всему этому привыкли, что почти не слышим проповедей и наставлений по этому поводу. А старцы святые в монастырях говорят день и ночь об этом, что сейчас новая беда, — о том, что я сейчас сказал.
Хорошо, если вы фотографируете что-то храме для того, чтобы свидетельствовать миру, что мы служим Господу, чтобы все видели. А в целом, особенно когда совершается Причастие, поется Херувимская песнь, — всё да молчит в страхе перед Господом и тайной Спасения.
И дай нам Господь молитвами святого Иоанна Предтечи иметь мудрость и волю, чтобы как можно меньше нам пользоваться вещами, которые отвлекают нас от Божественной жизни!
Аминь.