9 февраля член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) Андрей Бардаков дал интервью корреспондентам телеканала «Вести. Красноярск».
Темой для беседы, посвященной грядущим школьным родительским собраниям по выбору модуля в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» стал предмет «Основы православной культуры»:
— Предмет «Основы православной культуры» — какова его религиозная составляющая? Очень многие родители, услышав слово «религия», думают, что это будет навязывание каких-то религиозных постулатов. Так ли это в действительности?
— Этот стереотип подчас развеять очень трудно, потому что находятся люди, которые нас к нему возвращают, в том числе через средства массовой информации. Хотя эти вопросы были решены еще во время апробации курса. В 2012 году курс был введен повсеместно, и на тот момент был достаточный массив данных социологических опросов, проведенных, в том числе, Общественной палатой Российской Федерации.
Они говорили о том, в частности, что курс ОРКСЭ не является изучением религии и это подтверждается практикой. Курс является строго культурологическим. И позиция Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла аналогична: курс исключительно культурологический.
Граница светскости достаточно строго проложена при преподавании этого предмета. Здесь идет разговор о нашей культуре и нашей истории, которую невозможно понять без Православия.
Федор Михайлович Достоевский писал: «Кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего». И это действительно так: более тысячи лет назад была крещена Русь. Православие стало культурообразующим и государствообразующим фактором.
Как сегодня можно понять строки из Гимна Российской Федерации: «Одна ты на свете, одна ты такая, хранимая Богом родная земля?». Как можно понять наш герб — двуглавый орел? Что означает Георгий Победоносец? Как понять творчество наших литераторов и композиторов, труды ученых и государственных деятелей, не зная православной культуры?
В 90-е годы у одного ученого, убежденного атеиста, спросили, нужно ли изучать основы православной культуры? И он, не задумываясь, ответил: «Да, иначе вы ничего не поймете о России». Независимо от того, какой мы национальности, каких религиозных и мировоззренческих убеждений придерживаемся, будет не лишним знать об основах нашей культуры, нашей истории, нашего настоящего, на основе которого мы пытаемся построить будущее.
Без государственной идеологии мы должны обращаться к нашим традиционным ценностям, — а они сформированы на основе Православия.
— Одна из преподавателей Основ православной культуры в Красноярске, Клара Юрьевна из лицея № 11, рассказывала нам, что в предмете тесно переплетаются и история, и русский язык, и даже математика…
— Конечно, как мы можем отделить творчество тех же Лескова или Достоевского от Православия? Как понять всю глубину «Братьев Карамазовых» или «Преступления и наказания»?
Можно говорить о неких абстрактных гуманитарных ценностях, отрывая их от христианства. Но это будет неестественно: той глубины и красоты мысли, которая в них заложена, мы не поймем. А примеров масса: и наша письменная современная речь вышла из языка, созданного святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для передачи богослужений, богослужебной литературы. И первая печатная книга на Руси, ни для кого не секрет, была богослужебной — «Апостол».
— То есть этот предмет нужен для того, чтобы воспитать глубину восприятия культуры?
— И для глубины понимания литературы, и истории, и всего нашего прошлого, настоящего и будущего. Этот предмет может стать ядром всей воспитательной работы в школе.
Кроме того, он готовит школьников к новой предметной области, которая вводится сейчас в образовательных организациях — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Этот предмет затрагивает очень важную тему духовной безопасности. Как защитить детей от игромании? Гаджетомании? Тоталитарных и деструктивных сект, различных террористических угроз, которые мы с вами сейчас наблюдаем?
— Это действительно важный аспект. А какова кадровая составляющая вопроса? Предмет философский и очень многое зависит от личности преподавателя? Мы сегодня разговаривали со специалистами Института повышения квалификации, и те сказали, что преподавать должны «учителя от Бога».
— Это идеал, к которому мы стремимся.
Мы проводим исследования ценностных установок педагогов. На всех наших совещаниях звучит тезис о том, что преподавать его может только педагог, разделяющий ценности этого курса.
Конечно, здесь уже большую роль будут играть не только предметные знания, но и мировоззренческая позиция самого педагога, то, насколько он разделяет эти ценности и готов качественно транслировать их учащимся.
— Насколько в Красноярском крае выстроена система отбора, чтобы за учительским столом на уроках Основ православной культуры не оказались случайные люди?
— На уровне документов и бюрократических норм эта система выстроена, однако сохраняются сложности на местах. Есть директора и педагоги, которые хотят идти простым путем выбора «Основ светской этики». Они считают этот предмет нейтральнее и безопаснее, хотя, повторюсь, никакие опасности «Основ православной культуры» подтверждены не были.
А наоборот: светская этика — это нечто странное, такого понятия нет ни в педагогике, ни в философии.
Но предмет этот есть, чтобы учесть интересы нерелигиозного населения.
Мы должны продолжать начатую работу. Только доброе сотрудничество всех заинтересованных сторон — Церкви, Министерства образования, муниципальных администраций и управлений образования, Института повышения квалификации, учителей, родителей и детей — раскроет всю ценность, пользу и острую необходимость этого предмета для общества.