Новости

У каждого столетия — своя война: антицерковные «вбросы» с точки зрения лингвиста

Ежедневно мы сталкиваемся в Интернете с материалами, в которых Церковь представляется оплотом косности, жестокости и стяжательства. Воцерковленные люди способны оценить действительное положение вещей, но миллионы наших сограждан, не имея опыта церковного общения, сегодня подвержены намеренному, а часто и бессознательному искажению фактов.

На прошедших Рождественских чтениях большое внимание аудитории привлек доклад профессора кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Института филологии и речевой коммуникации Сибирского федерального университета, доктора филологических наук Галины Анатольевны Копниной «Об информационно-психологической войне против Русской Православной Церкви». Об этом непростом вопросе мы и побеседовали с автором доклада.

— В чем заключается научный интерес к этой проблеме для лингвиста?

— Об информационной войне против Православия много сейчас пишут. Но отечественные филологи совсем недавно обратились к этой проблеме. Потому что информационно-психологическое противоборство и война как его крайний случай, осуществляются, прежде всего, с помощью речи, а значит, в ней есть особые приемы, которые могут увидеть и проанализировать только лингвисты.

Мы к этой теме приступили буквально год назад. Сейчас на кафедре русского языка, литературы и речевой коммуникации разрабатывается проект «Лингвистика информационно-психологической войны», под руководством профессора Александра Петровича Сковородникова.

Работая над этим проектом, мы обратили внимание, что сегодня очень часто встречаются тексты, которые направлены на дискредитацию Православия. Идут атаки на Церковь, на все, что с ней связно. Мы стали смотреть, при помощи каких приемов это осуществляется. Не секрет, что манипуляция — это составляющая технологии информационной войны. Есть и понятие речевой манипуляции.

— Как вы отбираете объекты для исследований?

— Мы работаем, прежде всего, с текстами. Но в лингвистике понятие «текст» рассматривается широко. Есть тексты вербальные, а есть изовербальные — в них речь тесно сочетается с изобразительным рядом. Нам не всегда важно, кто стоит за этим текстом. Часто конкретного автора текста определить невозможно, да это и не имеет особого значения. Ведь мы анализируем не человека, а определенное послание.

В основном мы берем материалы из средств массовой информации, потому что их тексты — публичные: они формируют общественное мнение и поэтому представляют наибольший интерес. Хотя каналом воздействия может выступать и литература: научная, художественная, даже детская. Если говорить о жанрах, то это могут быть шутки, анекдоты. Наверное, каждый с детства знает такие строки: «У попа была собака…». На мой взгляд, это далеко не безобидная вещь, так как формирует определенное отношение ко священнику.

— Сегодня информационным ударам подвергается в том числе и Красноярская епархия. Часто мы сталкиваемся в Интернете с откровенными провокациями… В чем отличительная черта таких «вбросов»?

— В данном случае вы видите, где правда. Но народ как это проверит? Он всей правды знать не может. Когда запускаются ложные сведения, всегда остается негативный осадок, даже после прочтения официальных опровержений. На что собственно и рассчитывают манипуляторы.

Например, есть прием референциальной манипуляции. Любой объект действительности можно назвать по-разному. Это зависит от нашего отношения к нему или цели. Например, очень показателен такой ряд: «батюшка — священник — поп — служитель культа — ряженый бородач». К разговорному слову «поп», судя по интернет-опросам, в народе пренебрежительное отношение, не говоря уже о других, более оценочных, выражениях. Каждая из этих лексем будет влиять на определенное прочтение текста.

Важной частью речевых манипуляций является сочетание позитивно-оценочных или нейтральных слов с негативнооценочными. Например: «православный тоталитаризм», «православная истерика». Это очень хорошо отработанная технология. Так осуществлялась дискредитация патриотизма («квасные патриоты»). В результате у слова меняется окраска и с его помощью можно манипулировать. Также, православные таинства, называемые «обрядами», «ритуалами», стараются искусственно приравнять к действиям, осуждаемым обществом. Христианские добродетели высмеиваются, например: «именно амбиции — топливо великих свершений, а смирение — тормоз для них». Это совершенно голословное утверждение, которое с помощью метафор может воздействовать на неподготовленного читателя.

— Некоторые называют такие тексты «информационным мусором». Влияют ли в действительности такие интернет-послания на массовое сознание?

— Интернет для этого очень хорошо приспособлен. Определенные высказывания могут превратиться в интернет-мемы. Сегодня некоторые специалисты говорят о меме как о новом жанре. Например, широко используется сочетание «православие головного мозга», есть даже аббревиатура — ПГМ. И такого рода приемы очень легко воздействуют на сознание. При этом не важно, осознанно человек использует такие конструкции или бессознательно. Манипулятор выигрывает в любом случае. Это умелое использование ресурсов языка, подобно фокусам в цирке. Человек не замечает, как внедряется определенная идея.

«Информационный мусор», о котором вы сказали, может быть неслучайным. Это часть технологии. Манипуляция, прежде в сего, направлена на изменение поведения человека. Объектом воздействия в информационной войне выступает сознание. И главная ее задача — изменение отношения человека к объекту действительности. Изменив это отношение, можно повлиять на поведение.

— Какие цели у манипуляторов? Как защититься от их воздействия?

— Несмотря на то, что количество воцерковленных людей сравнительно невелико, тем не менее, Православие продолжает оставаться важнейшей составляющей нашей культуры. Русские (и не только они) не могут мыслить себя вне Православия. Не удивительно, что Церковь является одной из мишеней в этой войне. И некоторые готовы сказать, что Церковь сегодня несет большие потери. Утратив Православие, мы потеряем свою идентичность.

Если нет защитных мер, то война всегда проигрывается. Сегодня существует многочисленная литература, посвященная противостоянию манипуляции, но она разбирает не тот материал, о котором мы сейчас говорим. Сложно предъявить все способы ответной реакции на манипуляции. Мне нравятся просветительские сайты (например, сайт kasdom.ru), ведь именно просвещение — лучший способ защиты против негативного воздействия на наше сознание.

Автор: Юрий Пасхальский