Встречи и поездки, Новости

Рабочая группа по преподаванию ОПК и ОДНКНР в Красноярском крае обсудила существующие проблемы духовно-нравственного воспитания

28 февраля в Архиерейском доме Красноярска при участии Главы Красноярской митрополии Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона состоялось заседание рабочей группы по развитию преподавания в регионе модуля «Основы православной культуры» (ОПК) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).

Напомним, группа создана по распоряжению Губернатора края Виктора Толоконского в конце 2016 года.

Вступительным словом встречу открыла министр образования Красноярского края Светлана Маковская, которая обратила внимание собравшихся на проблемы, связанные с выбором модуля ОПК. Все озвученные проблемы стали ведущей нитью последующего обсуждения и собрания в целом. Публикуем основные тезисы министра:

— Родителям иногда предлагается только тот модуль, который руководитель образовательного учреждения считает нужным, и где есть подготовленный учитель. Это сама распространенная ошибка;

— В школах отсутствует должная разъяснительная и просветительская работа, что способствует формальному подходу к выбору модуля. Родители ориентируются либо на выбор руководителя, либо на выбор учителя;

— Курс не выбирается свободно, добровольно, когда сам учитель не проявляет желания и не прикладывает усилий к преподаванию других модулей;

— Один из главных факторов — непонимание курса есть у самих руководителей образовательных учреждений. Они не видят в курсе решения задач духовно-нравственного воспитания своих учащихся.

Далее слово взял Митрополит Пантелеимон, в первую очередь напомнив о позиции Церкви относительно модуля ОПК.

— Надо уяснить для самих себя, что это не закон Божий. Это даже не размышление и не рассуждения о личности Творца, Бога. Для этого есть Церковь, мечеть, синагога, буддистский дацан, молитвенные дома и просветительные здания других конфессий.

На мой взгляд, Церковь обладает тысячелетним опытом воспитания человека, внесения в жизнь людей непреходящих ценностей, которые обязаны помогать человеку стать свободным от всего насильственного, и особенно, идеологического. Религиозный аспект в этом смысле занимает глобальное место, а в некоторых частях света — диктаторский момент. Такой цели мы не ставим.

Здесь же архипастырь напомнил, что для Русской Православной Церкви «животрепещущим и вопиющим вопросом является сохранение государствообразующей, национальной культуры и культур многих сотен народов, живущих в России и на постсоветском пространстве».

Владыка Пантелеимон отметил тесную связь культуры с историческими процессами, незнание которых для обычного россиянина — «постыдное явление». С прискорбием митрополит заметил, что в последнее время он сталкивается с этим незнанием все чаще.

— ОПК — предмет, побуждающий к размышлениям о будущем через прошлое, о своей принадлежности. Когда слышишь, что окончательно всем классом или школой не избрали модуль, то не веришь, что не нашлось двух-трех человек, которые бы этим заинтересовались, — подытожил правящий архиерей.

Затем опытом взаимодействия с родителями на местах поделились руководители Управлений образования городов Минусинска и Шарыпово, Балахтинского, Бирилюсского, Березовского, Ермаковского, Кежемского, Пировского и Уярского районов.

Далее директор общеобразовательной школы № 2 им. Ю.А. Гагарина города Дивногорска Ирина Ерошкина обозначила пути решения проблем, которыми зачастую в школах абсолютно не пользуются. В их числе директор назвала участие школьников в конкурсах и олимпиадах по ОПК всероссийского масштаба.

В качестве главной региональной площадки по обмену опытом преподавания ОПК и ОДНКР была обозначена межрегиональная конференция — Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения. «Это площадка устойчивого уровня», — заключила Ирина Ерошкина.

В конце первой части заседания рабочей группы Владыка Пантелеимон резюмировал: «Этот маленький культурологический предмет поставлен с целью возродить драгоценнейшее отношение к родной земле, научить разбираться в религиозном многообразии, которое окружает и учителей, и детей, и остаться педагогом».

Заключительным пунктом совещания стала презентация проектной модели введения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях края.

Проект представили первый проректор Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Лариса Игумнова и руководитель Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО, региональный координатор введения курса ОРКСЭ Елена Пригодич. По предложению Светланы Маковской, обсуждение и доработка основных положений курса продолжится на следующих заседаниях рабочей группы.

Добавим, что в числе членов рабочей группы присутствовали: консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Елена Нельзина, член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра, заведующий лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО Андрей Бардаков и руководитель епархиальной пресс-службы и службы протокола Андрей Скворцов.