После Божественной литургии в день Антипасхи Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодняшнее воскресенье носит название Антипасха. Этот день находится на противоположном начале после пасхальной недели.
Иначе мы его называем Фомино воскресенье, потому что сегодня Господь испытал апостола Фому, который не верил, что Христос являлся ученикам. «Потом говорит Фоме: „Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим“. Фома сказал Ему в ответ: „Господь мой и Бог мой!“ Иисус говорит ему: „Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие“» (Ин 20:27-29).
Блаженный Фома уверовал. Но блаженны невидевшие и уверовавшие — это о нас. Потому что Господь воскрес, и это та святая божественная правда, которая открывает верующим знания о жизни вечной, которые спасают нас на земле и вечности.
Вчера вы слышали величание нас ради Вошедшего и Собой воскресившего, чтобы, насладившись Пасхальной радостью, не забывали, что есть место, где Бог отсутствует, а есть диавол, что ада никто не избежит. Даже святые проходят через ад, чтобы знать, что он существует.
Господь сошел в ад после его разрушения, когда Он воскрес из мертвых, когда мы торжественно празднуем и совершаем Пасху, чтобы посетить его и вывести души, ожидавшие спасения и Рая — Адама и
праматерь Еву, убиенного Авеля, пророков Господних, древних святых, которым некуда было помещаться, ибо Рай был закрыт после изгнания Адама. И читаем молитву: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Когда Господь лежал во гробе, то душа Его была в аду, изучала, чтобы Воскресением разрушить.
С тех пор ад и демон не имеют власти над душами крещеных верующих людей. Особенно православных, тех, кто истинно верует. Не наследуют света и жизни только те, кто не с Господом.
Но если в аду нет божественной благодати, то кто там находится? Все безбожники, язычники, чародеи, колдуны, потому что это поклонники диавола, грешники, которые не раскаиваются, потому что они совершают преступление против своего собственного Крещения.
А ведь все просто — покаяние. Никто здесь стоящий во главе со мной не святой. Мы согрешаем, бывает, словом, делом, побуждением, каждый по-своему. Чтобы это преодолеть, Господь дал нам покаяние, через которое, причащаясь, мы приходим к Райской жизни.
Господь сошел в ад, чтобы на Земле адское начало в людях ушло, а Райское начало, блаженство Господнее осталось бы в сердцах, душах и жизнях людей.
После грехопадения ад действительно был на Земле в языческом поклонении, диавольском проявлении. Но Господь поразил диавола его же ложью. Он не взял человека силой и обманом, а дал каждому из нас право выбирать — Рай или ад. Как верующие люди мы выбрали свободную жизнь спасения.
Конечно, мы надеемся, что ад не для нас, потому что второй раз Господь не пойдет оттуда вызволять. Второй раз на землю Он придет, чтобы судить и уничтожить ад с грешниками в огненном озере, как открывает нам книга Апокалипсис.
Есть, что судить. Мы с вами это видим. Есть, и что сравнивать. Пасхальная радость, которую испытывает верующий человек, дает счастье уз вечной загробной жизни, для которой мы с вами и созданы бессмертными душами. Ведь тела наши разрушаются, потому что грех дает смерть. Но Господь оставил для души вечную жизнь, а тело будет возмещено таким же как было у Адама.
Плохо, что крещеные люди мало об этом задумываются и подчас драгоценность свободы меняют на рабство греха и грязного, мерзкого наслаждения жизнью на Земле. Когда мы с Богом в сердце и на душе носим Пасхальную радость, то от нас должны исходить теплота, терпение, покаяние, любовь и, может быть, детская радость за жизнь.
Смерть не должна пугать, потому что ее нет. Трудно поверить и понять, где Господь. Но уже 2000 лет христианству на Земле. В этом и суть Пасхальной радости, которая открывает нам то, для чего мы приготовлены, что дороже алмазов и является величайшей ценностью — вера в Бога и человеческая абсолютная доброта и любовь к ближним, жизни, труду, и, говоря современным языком, безграничное доверие к человеку и уважение только за то, что он человек, не взирая на лживые утверждения лженаук. Науки ничего не говорят, Бог говорит.
Поэтому слова «Пасха — праздников праздник, торжество торжеств» Православие воспринимает буквально. Никакой другой праздник не может нас так радовать. Пожалуй, сродни чувству торжества жизни только День победы. Это могли сравнить те, кто воевал, ветераны, которые видели тысячи, миллионы смертей, и с Божией помощью выжили.
А мы с вами? Господь, щадя и любя нас, скрывает опасности для нашей жизни от наших согрешений. Кажется, что мы твердо шагаем по земле, но
без Господа мы не можем постичь этот мир и свое предназначение. Поэтому Церковь вспоминает величайшее событие любви Господней и бессилие ада. Ад больше не может держать. Всего лишь нужно веровать в Господа и исповедовать эту веру, при слабости своей очищать душу покаянием, и всеми средствами, которые предлагает Церковь, трудиться и жить, развивать жизнь, продолжать рождать поколения, созидать города, быть людьми.
Все это по милости Божией к роду человеческому. Земная красота отражает Райскую мысль: Господь все средства употребил, а ад — тьма беспроглядная и бесконечная. Господь ее держит, чтобы зло само себя изжило, как смерть сама себя убила Воскресением Христа.
Нам даровано бессмертие, и не надо думать со страхом о нашей кончине. Нам надо думать о жизни, о ее развитии. А Господь ласково и спокойно продолжит наш путь, чтобы вы в вечности заботились о тех, кто произвел, и кто будет зачинаться.
Сейчас на кладбище столько машин едет, но никто не идет ставить свечку. Это не поминовение. Молитва, кадило и свеча нужны. Поэтому Антипасха открывает день Радоницы, когда с усопшими мы объединяемся, они возносят хвалу Господу, ад пустеет, и души на это время наслаждаются покоем и светом Господнего Воскресения.
Этот свет доставляют верующие через молитву в церкви, через милостыню, ибо душам надо, чтобы мы послали слово Господу. Когда пишем записку за упокой, это есть письмо. Самое главное его писать, потому что ангелы читают и сообщают в Престол Божий. А священникам отдаем как знак того, что мы это сделали добровольно, желая добра усопшим.
За все это не плата нам, а Божия благодать в нашей жизни в трудных минутах, даже в тех, которые не подлежат осмыслению, когда должен погибнуть человек, а он остается жить. Потому что мы прославляем жизнь. И Пасха есть жизнь.
«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Так Господь проявляет свою любовь к нам и раскрывает знания, которые и великим ученым подчас не посильны в силу гордыни их бесовского состояния души.
Таковых очень мало. Все великие ученые, которые не знали Христа, но искали Его, говорили о едином Боге, который есть для людей настоящие знания, которые люди должны искать и использовать ради вечной жизни, спасения и Царства Божиего. А Царство Божие — Пасхальная радость.
Христос Воскресе!