Новая книга «Музыкант как волонтер», изданная Синодальным отделом по благотворительности, призвана облегчить для добровольца первые шаги в музыкальном волонтерстве. Пособие написано музыкальным терапевтом Алисой Апрелевой ― специалистом по клиническому применению музыки в медицинских, реабилитационных, социальных и учебных учреждениях.
Книга рассказывает о том, как именно можно помогать музыкой; почему интерактивные музыкальные занятия воздействуют глубже, чем просто концерт; как строить взаимоотношения с участниками музыкальных занятий, выбирать репертуар и инструменты, на что обратить внимание при работе с пожилыми, детьми или людьми, имеющими особенности развития. Литературы о музыкальной терапии на русском языке немного, поэтому пособие «Музыкант как волонтер» может служить источником базовых знаний для начинающих специалистов.
Музыкальная терапия практикуется во всем мире как вспомогательная профессия здравоохранения. Помимо того, что музыкальный терапевт должен быть хорошим музыкантом, в процессе обучения он получает много знаний по психопатологии, психологии детства и старения, изучает анатомию, физиологию, неврологию, дефектологию, гериатрию и другие науки. В России это направление помощи людям пока только начинает развиваться.
Пособие «Музыкант как волонтер» может служить источником базовых знаний для начинающих специалистов, считает его автор Алиса Апрелева. «Книга предлагает конкретные инструменты и решения, уже опробованные мировой практикой музыкальной терапии, и в то же время культурно адаптированные и полностью применимые к реалиям российского волонтерства, ― говорит автор книги, музыкальный терапевт Алиса Апрелева. ― Рекомендации даются достаточно простые, но они в достаточной мере обеспечивают максимальную эффективность и безопасность терапевтического применения музыки волонтерами».
Как именно можно помогать музыкой; почему интерактивные музыкальные занятия воздействуют глубже, чем просто концерт; как строить взаимоотношения с участниками музыкальных занятий, выбирать репертуар и инструменты, на что обратить внимание при работе с пожилыми, детьми или людьми, имеющими особенности развития ― обо всем этом рассказывается в пособии. «Надеюсь, эта книга послужит еще одним шагом к становлению музыкальной терапии как профессии в России», ― говорит автор.
«В моей жизни музыкальная терапия появилась довольно поздно, неожиданно, но в какой-то степени закономерно: в детстве я мечтала быть врачом, а по вечерам выступать в цирке, ― поделилась Алиса Апрелева. ― С этой мечтой напрямую не сложилось, я стала лингвистом, а когда в 2004 году уехала в США, поступила на курсы кинокомпозиции. Моей дипломной работой стала озвучка документального фильма о женщине, которой был поставлен онкологический диагноз. Фильм снимала дочь этой женщины, и в нем было очень много человеческого взаимодействия, много жизни, игры… Когда однокурсники узнали о моем выборе фильма, кто-то из них спросил, знаю ли я о музыкальной терапии ― это были два совершенно магических слова, и с этого момента я поняла, что нашла свое дело».
Новая книга ― 33-е по счету методическое пособие серии «Азбука милосердия» Синодального отдела по благотворительности. В серии выходили книги по организации помощи инвалидам, бездомным, алко- и наркозависимым, женщинам в кризисной ситуации, ВИЧ-инфицированным, методики по созданию богадельни, центра гуманитарной помощи, службы добровольцев и др. Пособие можно бесплатно скачать на сайте Синодального отдела.
***
Алиса Апрелева-Коломейцева ― cертифицированный музыкальный терапевт (MT-BC), неврологический музыкальный терапевт (NMT), руководитель клинической практики студентов музыкального колледжа Беркли (Бостон, США). Окончила музыкальный колледж Беркли по специальности «Музыкальный терапевт, психолог», ранее ― курсы кинокомпозиции в Сиэтле (США), филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Основатель и главный редактор информационно-образовательного ресурса «МузТерапевт.Ру». Певица, композитор, продюсер.