Новости, Проповеди

Архипастырь: Спаситель дал нам пример того, как нести свой жизненный крест

20 августа, по окончании Божественной литургии, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы с вами, дорогие братья сестры, вчера вспоминали Преображение Господне, а сегодня совершается попразднство этого удивительного торжества.

В Святом Евангелии мы читаем: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:1–4) .

Эта гора называется Фавор, и каждый год в храме на ней на праздник Преображения совершается Литургия, и каждый год облако опускается на вершину этой горы. Туман такой густой, что сложно выйти из храма в этот день. Так Господь свидетельствует о том, что сообщение в Святом Евангелии является той правдой и историческим событием, спасительным для рода человеческого, которую нельзя называть вымыслом или сказкой.

В кондаке, когда мы поем тропарь и икос, сказано следующее: «И уразумеют ученики страдание Его больное». То есть, Господь откроет ученикам истинное свое предназначение и явление в образе Сына Божиего и Сына Человеческого с одной только целью: чтобы открыть путь к Богу, утраченный с грехом, открыть путь к Спасению роду человеческому.

Но в этих словах великого духовного песнопения и молитвы открывается и следующее великое дарование от Бога роду людскому: свободный выбор жизни и смерти, выбор добра и зла. И не только в общечеловеческом значении, но и для каждой личности, каждого человека. Преображение свидетельствует нам о том, что еще до Воскресения, до страданий и до Возненсения Спаситель добровольно избрал мучения и распятие на кресте.

С какой целью Он избрал это вольное страдание? Во-первых, чтобы окончательно убедить апостолов. В ночь перед распятием они предали Учителя, и даже апостол Петр «начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (Мк. 14:71) . Тот самый апостол, что несколько часов назад говорил: «Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти» (Мф. 26:34) !

Потом, конечно, Петр раскаивается, да так, что даже смерть принимает на кресте вниз головой, не считая себя достойным смерти, подобной Христовой.

Но чему служило распятие Спасителя? Ни славе человеческой, ни даже славе Божией. Оно служило Спасению людей от греха. Человечество попало в это рабство добровольно, по согласию праотца Адама и праматери Евы, они дали на это согласие. И каждый ныне живущий, не спасенный во Крещении, находится в том же греховном первородном состоянии, а, значит, его сопровождает не ангел-хранитель, но демон.

Благодать Духа Святого сопровождает каждого. Но нужно уметь ей воспользоваться правильно, прийти и сказать: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз».

Что же такое Преображение Господне? Евангелисты раскрывают нам, что разговор Спасителя и древних пророков шел о судьбе мира, о судьбе человечества, о принесении Им в жертву Себя на кресте. И в человеческом, плотском состоянии нужно было принять мучения без страха, с радостью — что и совершится потом, в дни Страстей Христовых и Воскресения Спасителя из мертвых.

И двенадцать апостолов, а вслед за ними — и семьдесят, и многие другие люди, — пошли по всему белому свету, из одной страны в другую, проповедовать о Воскресшем Христе, победившем смерть. И люди, несмотря на гонения, будут принимать святую веру и вступать в Царство Божие.

Один важный момент, который раскрывает нам многое из того, что будет спустя века: жизнь вечная, в том очищенном от греха и смерти состоянии, которая находится в Божественном свете. Немногие святые смоги испытать его здесь, на Земле: святитель Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский… Через свободную веру и борьбу с грехом можно и при жизни испытать это чувство принадлежности к Царству Божиему.

Преображение нам раскрывает будущее человечества, исчезновение ада и греха. Вот что ожидает искренне верующих! Но вера не может быть принудительной, насильственной, вера — она от услышанного слова о Боге. С эти словом и шли по Земле апостолы, несли его, проповедовали, а их гнали и убивали.

Гонителем был апостол Павел, а стал великим проповедником, особым апостолом, и претерпел усечение головы мечом, и это была особая радость. Ведь все страдания и мучения — ничто по сравнению с Фаворским светом. И все это доступно и нам с вами, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, когда каемся на исповеди. Мы приходим добровольно, и порой это бывает тяжело, самой сложной минутой для верующего — минутой очищения, освобождения.
Но именно тогда этот свет приближается к нашим душам, мы приобщаемся к Телу и Крови, получаем собственное Преображение, которое должно нам сопутствовать до Пришествия Христа и победы Царства Божия.

Вот этим, братья и сестры, и отличаются от других верующие православные. Мы идем Христовым путем через весь мир XXI века, лежащий во зле, во грехе, в неверии. А кто принимает Бога добровольно, всем сердцем, тот и преображается, включается в мир Божиего света и жизни.

Каждый из нас проходит свои трудности и страдания. Но это — некое благо, которое дает нам Господь. Спаситель нам дал пример того, как проходить земной путь так, чтобы никогда не потерять свет, радость и свободу нашей веры, наследовать то, что полагается нам от Всвышнего — жизнь вечную и Царство Божие.

Аминь.