Новости

Ухаживая за родителями, мы воспитываем детей

«Комсомольская правда» подготовила социально актуальный материал об отношении к немощным пожилым людям. Публикуем текст беседы с председателем Епархиального отдела православных психологов, психологом-консультантом Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатным священником Покровского кафедрального собора Красноярска иереем Родионом Петриковым.

Пожар в частном пансионате для престарелых стал поводом подумать об отношении к своим немощным близким. Ухаживать или отдать в чужие руки? Ответы на эти вопросы каждый ищет сам. А мы задали их священнику и психологу Красноярской епархии Родиону Петрикову.

Напомним, 28 августа, в 11.28 местного времени пожарные выехали тушить частный коттедж в Покровке. И только на месте стало ясно, что трехэтажное здание буквально набито немощными стариками, почти все — лежачие. В огне оказались 37 постояльцев, которых выносили на руках. Каждого. Троих спасти не удалось. Оказалось, что коттедж был арендован пару месяцев назад, никаких разрешительных документов на оказание услуг у новоиспеченного пансионата не было, и, тем не менее, 37 красноярских семей передали сюда своих близких.

Вот какие отзывы оставили наши читатели на сайте:

— Заботьтесь о своих близких сами, не доверяйте домам престарелых. Кроме выгоды там ничего нет. Если уж совсем невмоготу — наймите сиделку. Деньги те же, а уход гораздо лучше. Человеку ведь не только покушать надо, ему общение нужно даже больше, чем обеды и ужины.

— К сожалению, в нашей стране старики никому не нужны. Детям мешают, другие подонки на них наживаются. Желаю всем крепкого здоровья, чтобы до последнего обслуживать себя и не быть обузой.

— Ухаживать за больным — это подвиг. И это годы, вычеркнутые из жизни. Не каждому это по силам.

— Отец Родион, что же делать с немощными стариками? Мнения у людей очень разные, а как считает Православная церковь?

— Наше отношение к старшему поколению основывается на заповеди Божьей: «Почитай своих родителей, и будет тебе благо, и будешь ты долголетен на этой земле». Это относится не только к родителям, но и вообще к старшим. Почитай, заботься, проявляй уважение, помогай. И помни при этом вторую часть заповеди: и воздастся тебе за это долголетием.

Один из современных священников, отец Олег, он служил военным священником в Чечне, заметил, что первыми погибали те солдаты, которые неуважительно отзывались о своих родителях. Он увидел божью заповедь в действии. И я сам как священник и как психолог постоянно вижу, как эта заповедь действует. Дети, которые не уважают своих родителей, очень рано попадают во всякие передряги, в наркотическую зависимость, в неприятности. Они не жильцы. Они как белье на ветру, открыты для всех внешних воздействий. И, наоборот, за теми, кто уважает своих родителей, как будто стена стоит и их защищает.

Конечно, пансионаты для престарелых — это, скорее всего, проявление непочитания. Мы должны помнить, что жизнь циклична: сначала родители заботятся о нас, а потом мы — о них. Сами подумайте, где бы вам хотелось закончить свою земную жизнь? В пансионате, пусть даже самом лучшем, или среди родных, любимых людей? Всегда лучше, чтобы старики были рядом. Конечно, могут быть разные ситуации, и не нужно осуждать тех, кто отдал своих родителей. Бывает, что отношения не сложились именно потому, что сами родители этого не хотят, не любят своих детей.

— По вашим словам получается, что отдавать своих стариков в чужие руки все же можно, если найдешь себе оправдание?

— Не надо осуждать всех, всякое в жизни бывает. Надо всегда разбираться в ситуации, не делить на белых и черных. Есть оттенки, детали, которые могут стать решающими.

Ведь бывают ситуации, когда дом престарелых — лучший выход. Например, когда впятером живут в однокомнатной квартире и больному человеку там тяжело.

Но если человек отдает родителей в пансионат против их воли — это непочитание. Если он их отдает, чтобы сохранить себе комфорт, — это тоже непочитание. Если он оправдывается работой — это тоже неправильно, в этом случае нужно сменить приоритет и поменять работу. Ведь когда-то ваша мама ухаживала за вами и не думала о работе, а всю себя отдавала, все свое время. Нужно вернуть этот долг. А если вы отдаете немощных близких, чтобы сохранить свой комфорт, уют, удобный распорядок дня — это непочитание и нарушение заповеди Божьей.

— Те, кто решил сменить приоритеты и ухаживает за больными родителями, знают, что это очень тяжело. Время и труд, потраченные на ребенка, приносят результат. Уход за больным и старым человеком не дает взамен ничего. Где в таком случае брать силы, на что надеяться?

— Результат заключается не в том, чтобы человек жил бесконечно долго. Результат в другом: чтобы человек, умирая, чувствовал любовь к себе и что он прожил жизнь не зря. В Библии есть такое выражение: «и умер он, насыщенный днями». А если человек уходит в одиночестве, среди тех, кто рядом с ним исключительно за деньги, это холод умирания. И совсем другое состояние, когда человек умирает среди тех, кто его любит, кто за него молится, кто благодарит за то, что он был с ними, что им посчастливилось быть его детьми. Душа не умирает, она переходит в другое состояние. И когда человек уходит в мир иной в любви, с ощущением достоинства прожитой жизни — в этом и есть результат. А силы ухаживать не хватает у тех людей, которые не верят в иной мир. Они видят, что одна-единственная жизнь заканчивается и заканчивается очень тяжело.

А те, кто верит в загробный мир, они относятся с доверием к Богу, который знает, когда нужно человека забрать. И тогда появляются силы перенести все это.

Как еще себя успокоить? Обычно в семье несколько поколений, и когда старшие становятся беспомощными, дети за ними ухаживают и тем самым показывают пример своим детям: когда я буду старый, ты тоже меня не бросай, как я не бросаю своих родителей — это входит в подкорку.

— Но ведь и старые люди не сахар. Они обидчивы, они всем недовольны. Дети стараются, а в ответ слышат только упреки.

— Есть люди верующие, им проще это переносить. Они всегда могут помолиться, есть такая молитва о том, чтобы с любовью ухаживать за больными, чтобы Господь укреплял, давал силы.

Неверующим тяжелее. Меня даже просят иногда: ну отругайте его, всех уже замучил, никто домой идти не хочет. Это в самом деле сложно. Могу только посоветовать потерпеть, как когда-то терпели все ваши детские выходки ваши родители. Верните им долг!

И надо всегда помнить, что это закончится. Хочу напомнить и верующим, и неверующим, что когда близкие уходят из жизни, у оставшихся всегда остается горькое чувство сожаления, что они недодали им любви и внимании. Да, он на нас кричал, да, он был вредный, да, он нас обижал, он слишком много требовал. Но он же был болен, а мы-то здоровы! Зачем мы себя жалели, почему не давали ему больше? И когда тяжело, нужно помнить о том, что вы обязательно будете «съедать» себя за то, что были не так внимательны и заботливы, не уделяли достаточно времени. И вот теперь его нет, и ничего нельзя исправить.

— Как часто красноярцы обращаются к священникам с семейной проблемой, что делать с немощными стариками?

— Обращаются нечасто. Зато это часто звучит на исповеди. С одной стороны, люди пожилые говорят о том, что боятся старости, боятся немощи. А их дети признаются в том, что нет у них любви к родителям. Говорят, вот я ухаживаю, а мама обижается, постоянно чего-то просит, а я не могу дать ей столько внимания, тепла, заботы, сколько она требует. И мне от этого тяжело. Ведь есть муж, дети, работа.

— Есть люди, которые ни о ком никогда не заботились, всегда жили в свое удовольствие. Как быть, когда такой родственник сваливается на голову и говорит: я твой папа, дядя, брат, помоги мне.

— Око за око, зуб за зуб — это прагматическая мораль: ты за мной не ухаживал, и я за тобой не буду. Но это не по-христиански, это неправильно.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Разные бывают ситуации, это сегодня вы окружены родными и близкими, а завтра может все поменяться. Как это случилось, например, на Украине: семьи разделились. Смогут ли они соединиться? Или старики будут умирать вдали от детей? Например, в Красноярске живет женщина, которая не может поехать на могилу к сыну, и она где-то далеко, возможно, заброшена. Так она ходит на Бадалык, отыскивает заброшенные могилы, ухаживает за ними в надежде, что кто-то присмотрит за могилой ее сына. Вот это по-христиански.

Автор: Татьяна Рябинина