19 ноября, по окончании Литургии в храме великомученика Георгия Победоносца при Красноярском краевом госпитале для ветеранов войн, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мы с вами, братья и сестры, живем в такое время соблазнов, что и сами подчас не понимаем, когда грешим. Время, в которое мы живем, наполнилось такой динамикой, такой силой греха, что люди, особенно молодые, не понимают, что же есть грех, и зачем нужны святость, Церковь со своими храмами и служителями. И живут такие люди безответственно, и гибнут — от наркомании и алкоголизма, от страшных болезней и убийств, не говоря уже о тех войнах, что непрерывно идут по всему земному шару. Вспоминаю слова, слышанные мною и пятьдесят, и шестьдесят лет назад: что человеческая кровь будет литься по Земле, как вода, и люди даже не будут понимать этого.
И вот, сегодня, мы в апостольском послании (Лк.8: 41–56) слышали слова: «Вы есть, верующие люди, храм Божий, дом Божий, где Бог живет верой, верой духовной, которую мы не можем показать, как эти сосуды. Но эта вера духовная нас приводит. Мы отличаемся от домашних, ближних и родственников, и это так. Это есть та настоящая жизнь» .
Мир человеческий отличается от того, что был сто лет и двести лет назад, еще до революции. Тогда все люди знали о литургической жизни, о присутствии ангельского мира, о великой жертве Христа за мир, знали о Причастии — хотя по-разному о нем говорили, порой и безграмотно, — но знали, что это лучшее лекарство и лучшее питание для души и для тела, и знали, что вечная жизнь рядом с ними.
Когда совершается Литургия на Земле, как говорил великий русский полководец Суворов, совершается она и на небесах. Он не начинал ни одной битвы, пока священники не завершили Литургию, не причастили всех солдат и офицеров.
Какая духовная сила была! Знание жизни духовной, осознание того, что не только священник и мы стоим у престола, где ангелы свидетельствуют о нашей вере. И что душа наша открывается, как Царские врата, с возгласом «Благословен на Царствие!», чтобы и там ангелы совершали Литургию в
нашем сердце, и мы объединяемся с небом и землей в Святой Евхаристии и Литургии.
Но диавол везде лукавит. Современная культура — греховная, потому что преступная. Она не дает человеку духовного развития, морального, нравственного, не сохраняет его в рамках и нормах Спасения. А предлагает нормы разрушения тела и души, предлагает действия, лишая твердости ума. А ум в согласии с сердцем должен держать человека в благостном, сильном состоянии, тонусе борьбы со грехом, с крепким убеждением принадлежности к святости, а, значит, и труду к жизни.
В наше время грех пытается войти и в храмы наши, в виде ненужного, несвоевременного пользования приборами: телефоны — прекрасная вещь, чтобы позвонить в больницу, близким, но не в храме. Не должно быть в храме ничего лишнего, например, фотографий птиц, человека, природы — только там, где это уместно, но не в храме, ибо здесь огни должны быть теми, что зажигают причетники церковные, приходящие служить. Лампады и свечи — для нашей души и молитвы. Наше покаяние — наша надежда. А всё, что чуждое, разрушает благодать.
Благословляет Церковь вести фотосъемку в храме, для сообщения миру о своей жизни, и это делает человек, получивший на то благословение. А другим нужно помнить, что фотография не является святыней. Достаточно побывать в святом месте, оставить его в своем сердце, и никакая фотография не сможет этого заменить. Ведь даже святым иконам мы воздаем почесть, прославляем Царицу Небесную, Христа, святых угодников, но не говорим, что это — заменители Бога.
Бог — живой, Он с нами. Он слышит нас и на одре болезненном, и в праздники, и в трудах, и в пути, и в храме. Храм — место славы Божией, где мы соприкасаемся с этой славой, особенно в Причастии, и этот Божественный огонь должен жить в нашей душе, ничем не нарушенный в своей гармонии и целостности.
Бережно надо охранять свой ум и сердце от различных мыслей и действий, отвлекающих от молитвы, от Бога, от размышления о самом себе: «А принадлежу ли я Богу?». Предки наши, и недавнее старшее поколение, очень оберегали это состояние. Поэтому и в храме лишний шаг боялись совершать. Приходили заранее, ставили свечи, подавали милостыню, шли на исповедь,
как бы ноги их не болели, были разбитыми от болезней, а приходили в храм — и брались силы!
Так Господь давал чудо врачевания. И в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали об исцелении женщины, страдавшей кровотечением. Над Богом смеялись, в Него не верили, а Он исцелял людей. Спасал тех, кто Его звал. И мы зовем Господа к себе, просим о помощи.
Дух Святой не может входить там, где его не допускают. Должны быть любовь и согласие. Мы приходим в храм по зову нашего сердца, и оно правильно говорит: «Человек, пойдем в храм, там нам легко, там мы вздохнем полной грудью, и горести наши станут меньше». В храме мы осознаем, что такое любовь, кто такой человек, и сами себе даем оценку.
Поэтому, братья и сестры, давайте заботиться о том, чтобы, преступив порог храма, мы хоть на время отрешались от земных неполезных увлечений. Без меры многое вредно и погибельно.
А в храм мы приходим, чтобы хоть немножко приблизиться к Благодати Божией, понести этот свет в свой дом, в котором, может, Содом и Гомора творится, и зло, и несправедливость, и жестокость! Но мы принесли с собой Свет Господень, молчим, но Благодать Божия через нас передается всем, кто озлоблен, кто не находит себе места на земле.
И сверкнет лучик солнца жизненного по нашей вере. Вот что такое, братья и сестры, Литургия, и как мы должны к ней готовиться. Ничто не поколеблет нас на земле, а небесное нам открывается. Аминь.
Храни вас всех Господь и Матерь Божия!