10 декабря Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, по окончании Божественной литургии в Знаменском храме города Дивногорска, обратился к верующим с Архипастырским словом :
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слушали о новом деянии, которое сотворил Господь и Спаситель Иисус Христос (Лк.13:10–17) .
Он вошел в место собрания верующих иудеев — синагогу, вошел, чтобы совершить чудо. Недаром Господь знал и знает всё, что происходит в сердцах людей. Спаситель пришел туда не только чтобы явить силу и славу Божию, но и чтобы раскрыть людям их слабость и греховность, которые подчас некоторые выдают за некие жизненные принципы.
И мы читаем, что возле той синагоги «была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк.13:11) . Кто из нас не знает болезней? Все люди, к сожалению, порой хворают. Даже обычную простуду взять: как хочется самому от нее поскорее избавиться, как хочется, чтобы близкие ей не болели! А ведь бывают недуги и во много раз горше и страшнее — упаси нас от них Господь.
А люди проходили мимо той страждущей годами: и верующие, и сам начальник синагоги, но никто не думал ей помогать, сочувствовать. «Пускай себе стоит, Бог ей в помощь», — порой, увы, и мы так рассуждаем.
И вот, Господь пришел в ту синагогу в священный для евреев день — субботу, в день, когда им строжайше запрещается всякая работа. Считалось, что любой труд оскверняет этот день; даже домашних животных специально выпускали из хлевов — чтобы те не мучились от голода и жажды и искали себе питье и корм сами.
Суббота почиталась как день, сугубо посвященный молитве. И Господь именно тогда и пришел в синагогу, чтобы напомнить верующим о вере, чтобы объяснить им, для чего они обращаются к Творцу. Только ли затем, чтобы быть самому богатым, здоровым и безгрешным? Нет, есть нечто большее и важное: учиться у Создателя любви и уважению к человеку, даже к такому, кто кажется тебе врагом. Слепая ненависть и злоба, к сожалению, и до сих пор губят людей.
И Спаситель увидел ту самую несчастную женщину. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк.13:12–13). Больше ничего о ее реакции не сказано, но мы можем быть уверены, что она в одночасье стала самым счастливым человеком! Как радостно избавляться от боли самому и видеть, как исцеляются другие! И как горько становиться свидетелем людских болезней и смертей…
Однако начальник синагоги осудил Христа: мол, есть шесть дней. Чтобы исцелять больных, зачем это делать в священную субботу? «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк.13:15–16).
О чем же нам говорит история об этом деянии Иисуса Христа? О том, как порой поверхностно и однобоко люди могут воспринимать веру в Бога: как набор каких-то формальных правил и запретов. На самом же деле вера должна хранить в людях Божественное, хранить связь с Творцом и помогать делиться этим со всеми, кто нас окружает. Человеческие правила и обычаи не должны затмевать собой главный Божий закон: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39).
К сожалению, и в наше время люди верующие, в том числе и православные, стараются порой не замечать боли и страданий у окружающих. Если мы по-настоящему верим в Бога, то должны помочь тем, кому худо, помочь хотя бы словом. С любовью и терпением должны мы относиться не только к людям светлым и праведным, но и к тем, кто гневается и злится, кто затевает ссоры и скандалы. Мы должны помочь им встать на путь раскаяния. Вот зачем мы строим храмы и воскресные школы, вот зачем Господь нам дарует праздники, подобные сегодняшнему — чтобы мы могли обрести бессмертие в Царстве Божием, в Царстве Господа Иисуса Христа.
Господь создал нас. Он знает нашу испорченную диаволом натуру. Затем Он и совершал такие необычные для современников деяния, призывая людей к милосердию и пониманию друг друга. И эти призывы для нас особенно важны сейчас, в период Рождественского поста, когда воспитание самого себя становится святым делом и поступком.
За добрые дела мы не должны ждать благодарностей и похвал. Даже Спасителя хотели отругать за исцеление той несчастной женщины, поэтому и мы должны быть готовы к поруганиям и упрекам. Гораздо важнее, что мы знаем: мы — на верном пути, пути к Спасению и жизни вечной, пути по закону, который дал нам Господь. Свет жизни не должен быть погашен человеческой злобой, коварством, грехами и равнодушием.
Как люди верующие, православные, мы должны исполнять всё, что заповедовал нам Господь. Только так продолжится жизнь, только так спасется весь мир!
Аминь.