В Конгресс-холле Сибирского федерального университета состоялась секция «Церковь и история Приенисейской Сибири» одноименного направления в рамках XVIII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».
Обращаясь к выступающим и аудитории, руководитель секции, член Общественного совета Красноярской митрополии по науке, культуре и образованию, кандидат исторических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Людмила Мезит отметила:
— В том году почти все доклады нашего направления Чтений были посвящены событиям революции и Гражданской войны. Сейчас же и проблематика стала разнообразнее, и состав выступающих — шире. И это не может не радовать.
Тематика докладов на исторической секции действительно поразила разнообразием. В центре внимания докладчиков оказались самые разные аспекты церковно-общественной жизни Енисейской губернии XIX — начала ХХ веков.
Исторические аспекты церковной благотворительности и социального служения на примере восстановления города Енисейска после разрушительного пожара в 1869 году раскрыла кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института СФУ Анна Дворецкая.
Выступающая подчеркнула: внимание к бедственному положению погорельцев в почти полностью разрушенном городе (было уничтожено более 70 % жилого фонда) во многом привлек именно первый Управляющий Красноярской (Енисейской) епархии епископ Никодим (Казанцев). Иерарх одним из первых после трагедии прибыл в историческую столицу Приенисейской Сибири, оказывая помощь погорельцам всеми доступными средствами.
Пожар 1869 года не только безвозвратно подорвал экономическое благополучие Енисейска, но и лишил город многих значимых памятников храмовой архитектуры, таких как, например, Христорождественский женский монастырь. В огне погибли и многие монасшествующие и пастыри, что нанесло удар по статусу Енисейска как одного из ключевых духовных центров всей азиатской части России, — об этом так же упомянула в докладе Анна Павловна.
Дореволюционное духовенство в качестве силы, противодействовавшей революционным и деструктивным социальным процессам в царской России, собравшимся предложила рассмотреть кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук Института социального инжиниринга Сибирского государственного университета науки и технологии им. академика М.Ф. Решетнева Елена Шушканова.
Анализируя служение сельского православного духовенства в России рубежа XIX–XX веков, Елена Александровна отметила их недостаток ресурсов для воспитания подлинных нравственных ценностей у паствы.
Сельские приходы были малочисленны, их служители, как правило, не обладали достаточной образованностью и не получали достаточного материального обеспечения. Доходы приходских священников того времени существенно уступали жалованиям не только врачей или учителей, но и даже квалифицированных рабочих, — подчеркнула докладчица.
Не меньший интерес у публики вызвало и выступление кандидата исторических наук, доцента кафедры Отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, ученого секретаря Ученого совета Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск) Владимира Баяндина, посвященное роли метрических книг сибирских церквей как важнейшего исторического источника.
Вплоть до 20-х годов ХХ века эти документы оставались едва ли не единственными способами регистрации актов гражданского состояния жителей России. И после революции 1917 года священники исправно вели подсчет рождениям детей, вступлениям в супружеские союзы и смертям своих прихожан.
Рассматривая приходские метрические книги, внимательный историк может сделать много полезных выводов, — подчеркнул Владимир Ильич. Например, эти документы свидетельствуют о значительном количестве уроженцев европейской части России, живших в Сибири того времени. Переселенцы в некоторых волостях и уездах многократно превышали в числе коренных сибиряков.
Также привычным явлением для сибирских губерний в годы Гражданской войны становится пребывание иностранцев: чехословаков, венгров, англичан и даже датчан, оказавшихся здесь по самым разным причинам. Метрические книги свидетельствуют о том, что зарубежные граждане нередко заключали браки в православных церквях с местными жительницами.
Посетивший секцию «Церковь и история Приенисейской Сибири» почетный гость XVIII Красноярских Рождественских чтений — кандидат исторических наук, декан Исторического факультета, доцент кафедры Всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор Православной Свято-Петровской школы (г. Москва) иерей Андрей Постернак — во время кофе-паузы поделился своими впечатлениями с корреспондентом сайта kerpc.ru:
— Это всегда отрадно: соприкоснуться с энтузиастами своего дела, с людьми, влюбленными в историю своей малой родины. Радует и высокий уровень подготовки всех докладчиков. Уверен, что многие из них достойно смотрелись бы и на Международных Рождественских чтениях в Москве, при условии «вплетения» своих региональных исследований в общероссийский контекст.
После перерыва на секции прозвучали другие, не менее интересные доклады.
Аудитории рассказали о создании и возрождении одной из примечательнейших церквей южных территорий Красноярского края — Свято-Троицкого храма в селе Шалаболино Курагинского района (докладчик — директор приходской воскресной школы Валентина Семочкина), истории Красноярского отделения Императорского Православного Палестинского общества (докладчик — руководитель пресс-службы Знаменского прихода г. Дивногорска Ирэн Коше), роли протоиерея Иоанна Восторгова в правомонархическом политическом движении в Восточной Сибири (докладчик — ветеран Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат исторических наук, доцент Галина Корнеева) и судьбе мыслителя-вольнодумца из церковной среды на примере П.И. Словцова (докладчик — кандидат исторических наук, доцент Александр Погребняк (г. Минусинск)).
— Поразила увлеченность выступавших своими темами; мы словно окунулись в новый мир. Было очень приятно оторваться от рутины и словно получить глоток свежего воздуха, — сказала посетившая секцию «Церковь и история Приенисейской Сибири» учитель истории из Мотыгинского района Антонина Горюнова.
Всего работу секции посетили около 30 участников Красноярских Рождественских чтений: университетских преподавателей, школьных учителей, студентов и всех неравнодушных ко истории родного края. В их числе — главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви c обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин и консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Елена Нельзина.