Новости, Проповеди

Архипастырь: на Страшном суде совесть будет нам и обвинителем, и защитником


11 февраля Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, по окончании Божественной литургии в храме мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии города Красноярска, обратился к пастве со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры! В этом году Господь ниспослал нам раннюю Пасху Христову — 26 марта по старому стилю или 8 апреля по стилю новому — потому и к Великому посту мы подходим вплотную уже через считанные недели после Рождества Спасителя. Уже следующая седмица — мясопустная, масленичная, и те, кто будут поститься, уже начинают соблюдать соответствующие установления Матери-Церкви.

А что же это такое — Великий пост? В наши дни стала отчетливой, выражаясь современным языком, негативная тенденция: люди смотрят на него как на диету, пытаются его соблюсти, чтобы похудеть. Но для это нужно заниматься спортом или фитнесом, а пост нужен не для тела, а для души. Мы, как верующие, живем внутренним своим миром, и все наши грехи, тайные и явные, всё распутство, ложь и лицемерие стали причинами его установления. Каждому из нас нужно очистить свою душу, примириться самому с собой, со своими близкими. Каждому нужно осознать, что у него нет врагов среди людей; есть лишь люди слабые, одержимые грехом, — и с ними не надо враждовать, а за них нужно молиться.

Сегодня же Церковь вспоминает о грядущем Страшном суде. Каждый из нас знает день своего рождения, все мы его любим и каждый год отмечаем. А дату своей земной кончины не дано знать никому из смертных, и уж тем более мы не будем ее праздновать. Мы лишь знаем, что это когда-нибудь да будет, и потом все мы предстанем перед Высшим судом. Конца жизни как такового нет, жизнь вечна, и человек бессмертен на Небесах.

Раз есть бессмертие, то есть и ответственность за него. Об этом мы и вспоминаем сегодня. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:31–33).

Вспоминаем, и просим прощения у Господа за сокрытые и открытые греховные деяния. Они есть у всех, но есть и то, что послужит нам оправданием: наша вера, наше отношение к людям — порой к таким непохожим на нас. У разных людей свой достаток, свои болезни, свое воспитание и свои грехи. И за всё Спаситель взыщет с нас ответ: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:42–43).

Кто-то может сказать: Господь ставит нам изначально невыполнимые условия. Но таковыми они могут быть лишь по нашей мелочности, жадности и слабости души. Да, не так легко привести в дом бродягу: грязного, больного, в струпьях. И требует ли Господь всё это исполнять буквально? Это общие образы, общие ориентиры, необходимые для Спасения души.

Вы сейчас выйдете из этого прекрасного храма и увидите рядом с ним — как и со многими другими — просящих подаяния. Кто-то из них одержим пагубными зависимостями, другие — тяжело больны, а у третьих есть и свои квартиры, и свои семьи, которые они таким образом содержат. Да, определенно, это не те нищие, которых я застал в свою молодость: те были искренне благодарны за полученную булку хлеба или кусок колбасы! А сейчас им всем нужны только деньги… Но подавать надо, хоть самую мелкую монетку, а если нет с собой — то и просто добрым словом. Не нужно оскорблять, отталкивать таких людей, что бы мы о них в суете мирской ни думали.

Нуждающимся в один миг может оказаться каждый, даже тот, кто сейчас живет припеваючи в роскошном особняке. А нам нужно готовить себя, свои души и сердца ко Страшному суду: совесть наша будет там нам и обвинителем, и адвокатом. Каждый день мы грешим: гневаемся, ссоримся, злословим. Много испытаний, много невзгод, а мы должны их принимать с желанием преодолеть и помочь другим, с побуждением пересилить свои червоточины, начиная от сплетен и сквернословия. Мы должны оценить себя, это и будет лучшей подготовкой ко Страшному суду, который уже начался — с нашего зачатия, с материнской утробы. И те из нас, кого с младых лет родители научили быть добрым и милосердным, помогать нуждающимся и не принимать обиды всерьез, встанет перед Господом с правой стороны. Встанет вместе со своими отцом и матерью.

Церковь понимает и раскрывает слово Божие, объясняет людям необходимость любить окружающий мир во всей его полноте. Мы с вами,

красноярцы, часто испытываем экологические проблемы, видим это пресловутое «черное небо». И люди гневаются, протестуют, яростно обвиняют, — а ведь вина во всём этом лежит на каждом горожанине, в той или иной мере. Не лучше ли вместо этой слепой ярости помолиться о власть предержащих, о вразумлении тех, кто ответственен за всё это? А злоба ничего не даст, кроме нашей погибели на Страшном суде, кроме погибели рода человеческого.

И мы твердо убеждены в истинности всего, что написано в Святом Евангелии. Мы не можем сказать, что мы святые; мы так же грешим, как и неверующие, но нам Господь открыл веру, открыл Свои заповеди, и мы ответственны за соблюдение этого закона, чтобы жизнь на Земле не прекратилась. Будем с вами помнить об этом, будем учить этому и наших малышей, которых всё больше и больше в наших храмах. А Великий пост будет важнейшим напоминанием о нашем участии в Спасении души, о нашей Православной вере.

Укрепи же, Господи, наши сердца, чтобы они хранили Твое имя и образ! Укрепи, как Ты укрепил сердце святого Игнатия Богоносца, которого Церковь так же вспоминает сегодня: когда гонители предали его мучительной смерти, то обнаружили, что даже сердце его стало словно иконой Спасителя.

Храни вас всех Господь и Матерь Божия!

Аминь.