18 февраля, по окончании Божественной литургии в Воскресенском храме города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы, братья и сестры, совершаем почитание Прощеного воскресенья — последнего воскресенья перед Великим постом. Пост предназначен для того, чтобы каждый из нас спросил свое сердце: почему я такой? Почему я совершал и совершаю те или иные деяния?
С утра, первым делом, полагается просить прощения у своих родителей. А если в семье живет человек старший в роду — то сначала все должны идти к нему, поклониться и попросить прощения. И если слышат: «Господь простит — и я прощаю», это значит, что они получают благословение на весь год. Это очень важно. Люди очищаются от прегрешений, укрепляются через благословение старших — благословением Божиим.
Но что делать, если дети и родители рассорились так, что ненавидят друг друга и не хотят слышать? Остается только молиться за них перед иконами.
Есть еще вопрос: действуют ли законы Прощеного воскресенья, когда идет суд? От самого банального — жена судится с мужем за алименты для детей — до убийств, грабежей и насилия. В этот день надо молить Бога о правосудии, но и за обидчика помолиться. Здесь стоит вопрос не о прощении, а о поиске истины.
Прощеное воскресенье — для тех, кто ведет христианскую жизнь. Кто следит за своим характером, за своим поведением. Часто можно увидеть в семьях, как мать ни с того ни с сего начинает кричать на маленького ребенка, даже бить; как муж и жена ссорятся без причины. Этот день создан для того, чтобы примирять, просить прощения у старших, друг у друга. И перед ребенком нужно извиниться, если напрасно обижали.
Много брани бывает и меж соседями, по разным недоразумениям. И очень важно найти тепло и добро друг в друге. Сказать: «Прости меня, сосед, за мою глупость, несдержанность». И даже если он не знает слов «Бог простит — и я прощаю», а просто скажет, что все забыто — вы все равно получили благословение, установив добрые отношения с человеком.
Вот тогда можно начинать пост. Мы сегодня слышали в святом послании апостола, что пост заключается не в ограничениях в пище, но в сдержанности и самовоспитании, в любви и нравственности. А пища меняется для того, чтобы и мы менялись, подобно нашему телу, когда мы обращаемся к постному рациону и сдерживаем себя от порывов страсти, жадности, перенасыщенности. В этот пост, как и во всякий другой, человек должен быть сдержанным, благоразумным, постигать свет радости в своей душе. И все это мы можем сделать.
Но перед постом обязательно нужно совершить чин прощения, а потом можно идти к светлому дню Пасхи с человеческим достоинством и христианским благородством, чтобы принять Святое Причастие и жить на земле.
Аминь.