Сайт kerpc.ru продолжает знакомить читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 19–25 апреля — шестая седмица Великого поста (седмица вайи).
24 апреля (11 апреля по ст .ст.) — Лазарева суббота
В субботу 6-й седмицы Великого поста Русская Церковь отмечает Лазареву субботу, предваряющую Вход Господа в Иерусалим (Вербное Воскресение).
Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сёстрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом.
Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Подойдя к усыпальнице праведника, Христос велел «отнять» камень от пещеры. Спаситель воззвал: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя.
Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь прожил ещё 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.
25 апреля (12 апреля по ст. ст.) — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)
Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.
За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.
Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).
Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повел толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушёл прочь из города.
Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нём. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, всё менее довольны Им.
В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н.э. город и Храм будут стёрты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.
Церковь напоминает нам об этом торжественном Входе в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает: «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (Кондак, глас 6-й). За утреней присутствующим раздают зеленеющие ветви со свечами в память о том, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.