Статьи

Православная неделя с 29 марта по 4 апреля 2021 года: Дни памяти святых Патрикия и Серафима Вырицкого, Неделя Крестопоклонная

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 29 марта — 4 апреля в 2021 года — третья седмица Великого поста.

30 (17 по ст. ст.) марта. День памяти святого Патрикия, просветителя Ирландии

17 марта Церковь празднует память святого Патрикия (Патрика). Именно этот человек в V веке привёл к христианству целую страну — Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь. Традиционный уже для западных стран праздник появился в календаре Православной Церкви совсем недавно — после того, как 9 марта 2017 года решением Священного Синода в месяцелов были включены имена некоторых святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года.

Хотя имя святого Патрикия связывается главным образом с Ирландией, родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

В 405 г. ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния и увезли Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрикий (Patricius) — «знатный человек». С этим именем святой не расставался уже никогда.

Шесть лет провёл Патрикий в рабстве, работая пастухом. В любую погоду, под проливным дождём и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрикий решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

Патрикий становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрикий, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрикия камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.

Накануне Пасхи святой отправился в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патрикием и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн святого Патрикия — «Песнь оленя» — сохранился до наших дней.

Святой Патрикий предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды — местные жрецы, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал святой Патрикий силой Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

3 апреля (21 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Святой Серафим (в миру Василий Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.

С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.

В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьёвых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, её многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было – помогать Церкви и всем нуждающимся.

В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже — дочь Ольга. Однако после её скорой смерти, супруги по обоюдному согласию и с благословения духовника стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.

После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьёва пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чём долго мечтал.

В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства — 40 тысяч рублей — они пожертвовали монастырям.

Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения, как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.

В Вырице, куда преподобный Серафим прибыл уже серьёзно больным, он уже не принимал врачей, а лишь говорил: «Буди на всё воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаёшь немощь свою…».

К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого, батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.

В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг — переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.

После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное — обретали веру в Бога.

После кончины отца Серафима, к его гробу три дня шёл нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо — исцелилась слепая девочка.

4 апреля (22 марта по ст. ст.). Неделя Крестопоклонная

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внёс его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шёл рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста ещё обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашённых, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвящённой Литургии после ектении об оглашённых будет ещё одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрёл более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, и постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.