Статьи

Православная неделя с 25 по 31 января 2021 года: дни памяти мученицы Татианы, равноапостольной Нины, Антония Великого и преподобных Кирилла и Марии

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 25–31 января в 2021 году — седмица 34-я по Пятидесятнице.

25 января (12 января по ст. ст.). День памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235)

Святая Татиана стала одной из жертв гонений на христиан в Римской империи в годы правления Александра Севера. Известно, что мученица происходила из знатной семьи; её отец трижды занимал в разные годы должность консула. При этом родители Татианы были тайными христианами; христианкой же они воспитали и свою дочь.

Достигнув совершеннолетия, Татиана принесла обет целомудрия и решила посвятить свою жизнь служению в храме. Её схватили во время антихристианских гонений и пытались заставить вознести молитвы статуям языческих божеств — но святая раз за разом отказывалась. По преданию, по молитвам Татианы одно из капищ даже было разрушено внезапным землетрясением. После этого взбешённые гонители казнили девушку вместе с её отцом.

Особое почитание святой Татианы в России принято связывать с учреждением Московского университета 12 января 1755 года. Мученицу стали почитать сначала как покровительницу этого вуза, а позднее — и как небесную заступницу всех студентов.

27 января (14 января по ст. ст.). День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335)

Равноапостольная Нина почитается как национальная святая и небесная покровительница в Грузии. Принято считать, что её трудами ещё в начале IV века жители Карталинии (Картли) — протогрузинского государства на юге современной страны — решили отказаться от языческих верований и стать христианами.

Святая Нина была гречанкой по происхождению и жила в Каппадокии (восток современной Турции). В Картли она отправилась чтобы найти Хитон Господень и укрыться от Диоклетиановых  гонений на христиан. Согласно преданию, на апостольские труды святую Нину благословил сам Господь, явившись ей во сне. Дева Мария же чудесным образом вручила будущей просветительнице Грузии крест из виноградной лозы.

Святая прожила в кавказской стране более 30 лет. Благодаря её миссионерской деятельности и знать, и простой люд отказались от прежних верований и приняли веру во Христа. Дольше всех врагом христианства оставался картлийский царь. Но, чудом исцелившись от страшной болезни, к новой вере пришёл и он. По всему Картли стали строить христианские храмы.

30 января (17 января по ст. ст.). День памяти преподобного Антония Великого (356)

Этот святой, живший в III–IV веках на территории современного Египта, почитается как один из основоположников монашества в Православии.

Согласно преданию, Антоний прожил более 100 лет. Он происходил из богатой семьи, но, оставшись в 20 лет сиротой, раздал всё наследство беднякам, а сам предпочёл начать уединённую жизнь в пустыне. Несколько десятилетий преподобный провёл в одиночестве, строгом посте и непрерывной молитве. Лишь около 305 года он решил нарушить уединение: по многочисленным просьбам подражателей-отшельников, которые селились рядом и желали организовать монашескую жизнь.

Известно, что во времена гонений на христиан преподобный Антоний не боялся появляться в крупных городах, укрепляя дух единоверцев. В последние же годы жизни святой успел принять участие в противостоянии арианской ереси.

Интересно, что в середине календарной зимы Церковь вспоминает ещё трех святых — современников Антония, также почитаемых как основоположники монашества: Павла Фивейского (28 января / 15 января по ст. ст.), Макария Великого (1 февраля / 19 января по ст. ст.) и Евфимия Великого (2 февраля / 20 января по ст. ст.).

31 января (18 января по ст. ст.) — день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского

Преподобный Кирилл был боярином на службе сначала у ростовских, а затем московских князей. Он и его супруга Мария отличались простотой нравов, смирением и благочестием. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, супруги помогали бедным и больным, принимали странников.

Своего второго сына — будущего преподобного Сергия Радонежского — Кирилл и Мария до его рождения решили посвятить Господу. Поэтому родители не стали противиться сыну, когда тот испросил их благословения на монашеский постриг.

По благочестивому обычаю тех лет, супруги в последние годы своей жизни сами приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре. Утруждённые болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу.