Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 15–21 июня в 2020 году — вторая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
15 июня (2 июня по ст.ст.) — начало Петрова поста
Петров (Петровский) пост может продолжаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зависит это от даты Пасхи, поскольку она меняется каждый год, а от неё отсчитывается начало Петрова поста (первый понедельник после Пятидесятницы).
У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы (потому что он неразрывно связан с этим праздником), Петров (потому что заканчивается в день Петра и Павла), Апостольский (потому что был установлен апостолами).
О Петровом посте говорится уже в так называемых Постановлениях Апостольских — своде правил, который был составлен в первые времена христианства: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Русь переняла многие православные праздники у Византии. И утверждение Петрова поста тоже связано с событиями, которые произошли в Константинополе. Когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.
19 июня (6 июня по ст.ст.) — день памяти преподобного Варлаама Хутынского (+1192)
Этот святой стал одним из первых подвижников-монахов в истории Русской Церкви. Без преувеличения, нашими предками он почитался наравне с таким Божиим угодником как преподобный Сергий Радонежский: так, на иконе Спасителя на Спасской башне московского Кремля к ногам Иисуса Христа припадают именно эти два преподобных: святой Сергий и святой Варлаам.
Житие Варлаама Хутынского во многом похоже на житие Сергия Радонежского, хоть и жили эти два святых в разные времена и в разных регионах России. Святой Варлаам (в миру — Алексий) тоже происходил из богатой и знатной семьи, и ему тоже с самых ранних лет были неинтересны мирские блага — юноша мечтал об отшельнической жизни и уединенной молитве. Однако, как и «игумен Земли Русской», в историю он вошёл, прежде всего, как основатель новой монашеской обители — Спасо-Преображенского Хутынского монастыря на Новгородчине.
Слава о благочестии Варлаама привела к поначалу уединённо жившему иноку немало послушников из разных мест. За советом к нему приходили даже бояре и князья. При этом, преподобный был ревностен в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю.
Интересно, что вкладная грамота Варлаама Хутынского основанному им монастырю (святой передал обители пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл) является самым древним русским актом, сохранившимся в подлиннике до XXI века.
21 июня (8 июня по ст.ст.) — Собор всех Святых, в Земле Русской просиявших
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.
Современное празднование Всех Святых, в земле Русской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. На заседании 7 (20) августа был заслушан доклад профессора Б.А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских. В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди.