Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 25–31 мая в 2020 году — шестая седмица (неделя) по Пасхе.
25 мая (12 мая по ст.ст.) — день прославления (1913) священномученика Гермогена (Ермогена), Патриарха Московского и всея Руси (+1612)
Предстоятельство владыки Гермогена выпало на страшное для страны Смутное время — 1606–1612 годы. Без преувеличения, священномученик выступил духовным лидером в борьбе за сохранение Российского государства: всеми силами он поддерживал единственного законного правителя в то время — царя Василия Шуйского, осуждал сменивший его режим «Семибоярщины» и польско-литовскую оккупацию.
Патриарх Гермоген последовательно благословил оба Земских ополчения на противостояние захватчикам. Даже в последние годы жизни, находясь фактически в плену у поляков и литовцев, он отказывался приказать русским ополченцам отойти от города — даже несмотря на угрозы смерти. В конце страшной зимы 1612 года Святейший Патриарх скончался от голода, так и не застав освобождения Москвы.
Известно, что перед тем, как стать Патриархом Московским и всея Руси, владыка Гермоген почти 20 лет был правящим архиереем в Казани. Там святитель показал себя твердым в вопросе веры архиереем, энергичным и талантливым миссионером, способствовавшим распространению Православия среди бывших подданных Казанского ханства.
В лике святых Святейшего Патриарха Гермогена прославили в 1913 году.
28 мая (15 мая по ст.ст.) — Вознесение Господне
Вознесение Иисуса Христа на небо — одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящён отдельный праздник.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24:50–51) и Деяниях апостолов (Деян. 1:9–11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).
Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мёртвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (ср.: Ин. 16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк. 24:49; Деян. 1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошёл Святой Дух (Деян. 2:1–4).
Некоторые различия в рассказе о Вознесении в Евангелии от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае всё внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором — на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (например, согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян. 1:12, должно начаться наступление Дня Господа — Зах. 14:4).
В Деян. 1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа — от Его Рождества до того дня, когда Он был принесён в Иерусалимский храм и посвящён Богу (Лк. 2:2–-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф. 4:1–2; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–2).
В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян. 2:32–36, 3:15–16, 4:10, 5:30–32, 10:40–43, 13:31; 1Кор. 15:5–8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин. 20:17).
31 мая (18 мая по ст.ст.). Память святых отцов семи Вселенских Соборов
Вселенские Соборы представляли собой собрание епископов и священнослужителей всех Поместных Православных Церквей в IV–VIII веках, на которых решались догматические, канонические, литургические и иные вопросы. Именно на них было закреплено и очищено от ересей Православное вероучение.
Первый Собор состоялся в 325 году в малоазиатской Никее. Его главным решением стало осуждение еретика Ария, учившего, что Иисус Христос не имел Божественной природы, был лишь высшим творением Бога, а не Богом-Сыном и Творцом.
Следующими по порядку стали Соборы: Второй — 381 год, Константинополь, Третий — 431 год, Эфес, Четвертый — 451 год, Халкидон, Пятый — 553 год, Константинополь, Шестой — 680 год, Константинополь.
Последний Вселенский Собор, как и I-й, состоялся в Никее в 787 году. На нём была осуждена ересь иконоборчества и установлен праздник Торжества Православия.