Сайт kerpc.ru продолжает знакомить читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 13–19 апреля — Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение.
Страстная седмица (неделя) по факту начинается уже с воскресенья, дня Входа Господня в Иерусалим.
Пост как период сугубого покаяния завершён, и теперь начинается новый этап. На Страстной седмице день за днём вспоминаются последние дни земной жизни нашего Спасителя. И мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом.
13 апреля (31 марта по старому стилю). Великий Понедельник
В этот день в Евангельском чтении вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили. Господь наделил его даром провидения, что вызвало негодование и зависть его братьев. Сговорившись, они продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей.
Иосиф является своего рода прообразом нашего Спасителя Иисуса Христа, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, Он подарил нам жизнь вечную.
Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч.
Первая притча — о злых виноградарях, которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время. Они избили слуг, которых послал хозяин, и убили его единственного сына. Вторая притча — о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды.
В этих двух притчах заключён символ народа древнего Израиля, который отверг и осудил Cына Божиего на смерть. А еще — это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога.
14 апреля (1 апреля по старому стилю). Великий Вторник
Евангельское чтение Великого Вторника является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде.
Господь рассказал ученикам о Своем Втором Пришествии, а также несколько притч.
Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече.
Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.
Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке). Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому.
Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.
15 апреля (2 апреля по старому стилю). Великая Среда
В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников.
Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению.
В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников.
Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.
16 апреля (3 апреля по старому стилю). Великий Четверг
Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых.
Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки.
Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.
В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем на богослужении Великого Четверга.
По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии — Святого Причастия.
Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).
Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее.
По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39).
Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий. Но все же со смирением произносит: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф 26:42).
При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение; однако, затем Иисус несколько раз найдёт их спящими.
Около полуночи в сад приходит предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф 26:48). И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.
17 апреля (4 апреля по старому стилю). Великая Пятница
Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа.
Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых.
Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.
На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом – время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его.
18 апреля (5 апреля по старому стилю). Великая Суббота
Суббота — последний день перед Пасхой.
В Евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.
Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и попросил позволения снять тело Христово. Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из учеников), смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняным полотном) по иудейскому обычаю. После этого тело Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень.
В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес. Однако этим они только предоставят в положенный час неопровержимое доказательство Воскресения Христова.
Также в Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя в ад, где Он попрал силу дьявола и возвестил о победе над смертью.
19 апреля (6 апреля по старому стилю). Светлое Христово Воскресение. Пасха
Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа всегда осознавались главными событиями всего Нового Завета. Об этом говорят и Сам Спаситель, и Его ближайшие ученики, и последующие поколения верующих людей вне зависимости от их национальности, уровня образованности или социального положения. Если Христос не воскрес, то вера наша бессмысленна — это утверждение апостола Павла является, пожалуй, самым главным основанием, на котором строится все наследие святых отцов Церкви.
Но сама Пасха, будучи событием вселенского масштаба, относящимся в одинаковой мере и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, совершилась в конкретный момент мировой истории и в конкретной точке земного шара. «Верую… в Иисуса Христа Сына Божия… распятого за нас при Понтийском Пилате…», — такие слова Символа Веры повторяет каждый христианин во время молитвы.