Василий Варламов
1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Фёдоровым была издана первая русская печатная книга — «Апостол». Именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник — День православной книги, который 14 марта отмечается во всех епархиях Русской Православной Церкви. Этот праздник был учреждён по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла Священным Синодом в декабре 2009 года.
Традиционно, в рамках празднования Дня православной книги, при поддержке властей в епархиях Московского Патриархата в России и странах ближнего и дальнего зарубежья проходят различные просветительские, культурные и научные мероприятия.
Кем же был Иоанн Феодоров — автор первой на Руси печатной книги? Священнослужитель, печатник, инженер, учёный, изобретатель… Все эти слова о нём, и, в то же время, их недостаточно, чтобы описать личность этого выдающегося человека.
Детство и юность
О дате рождения Ивана Фёдорова, как и о его детстве и родственниках, нет точных данных, известно лишь, что Фёдоров родился в Москве — по крайней мере, считал её своей родиной. Сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитин», даже когда уже жил в Великом княжестве Литовском. Так же известно, что его отец был священнослужителем.
Советский и российский учёный-книговед, доктор исторических наук Евгений Немировский утверждает, что будущий первопечатник родился в 1510 году. С 1529 по 1532 годы Фёдоров учился в Ягеллонском университете в Кракове — одном из самых старых и престижных высших учебных заведений в Европе того времени.
После окончания университета, получив учёную степень бакалавра, Фёдоров возвращается в Москву, где становится диаконом в ныне разрушенном кремлёвском храме в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. В какой-то момент он знакомится с будущим святителем — Митрополитом Московским и всея Руси Макарием. И эта встреча стала важной вехой в истории книгопечатания на Руси.
«Анонимная» типография
В 1552 году царь Иван Грозный, при поддержке и одобрении Митрополита Макария, принял решение начать печатать книги на церковнославянском языке, для чего повелел организовать в Москве первую типографию. Организация нового дела требовала сложного типографского оборудования и, что более важно — требовала специалистов, которых найти было не просто.
Типографские станки и первые литеры (печатные элементы с символами церковнославянского алфавита) были закуплены в Польше. Строительство типографии и сборка станков под руководством датского печатника Ганса Мессингейма велась четыре года.
Мессингейм был отправлен в Русское Царство королем Дании Кристианом III. Вместе с мастером король-лютеранин прислал книги, в которых излагалось протестантское вероучение. Датчане предлагали перевести их на русский язык и напечатать несколько тысяч экземпляров. Иван Грозный не дал разрешения распространять лютеранскую литературу, но проявил веротерпимость и, спустя некоторое время, позволил построить в своей столице первую лютеранскую церковь.
Тем не менее, датский печатник продолжил работу, и в 50-е годы XVI века первая типография в Москве появилась. Было издано несколько «анонимных», то есть не содержащих выходных данных, изданий.
Дальнейшая судьба Ганса Мессингейма истории неизвестна. Предположительно, мастер вернулся домой. Так или иначе, за время работы в Москве, он подготовил несколько учеников, в их числе — первый русский гравер Васюк Никифоров, Маруша Нефедьев, Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров.
«Апостол» и «Часослов»
В 1563 году, по приказу Ивана IV, в Москве был создан Печатный двор, который царь щедро обеспечил из казны. Его возглавляет Иван Фёдоров. Вместе с ним работают и другие ученики датского печатника. И уже через год в свет выходит книга «Апостол», которая стала первым на Руси печатным изданием, в котором имелись выходные данные.
«Апостол» был напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 страницы), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет. Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплётчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Всего были отпечатаны около двух тысяч экземпляров книги.
«Апостол» стал признанным шедевром русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания» Мессингейма, так и прочие книги самого Фёдорова.
В 1565 году на Печатном дворе выходит «Часослов», ставший основной на Руси учебной книгой. До нашего времени сохранилось лишь семь экземпляров этого издания. К сожалению, «Часослов» стал последней книгой, изданной Фёдоровым в России. В скорее после её выхода, Фёдоров и Пётр Мстиславец покидают страну.
В 1568 году другие мастера печатного дела — Невяжа Тимофеев и Никифор Тарасиев — возобновляют деятельность московского Печатного двора.
Работа за рубежом
Историки расходятся во мнениях — что же послужило причиной отъезда первопечатника из России. Одни считают, что это произошло из-за многочисленных нападок на печатников со стороны переписчиков, чей «хлеб» отбирала типография. Другие предполагают, что Фёдоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики оставаться в Москве было опасно — в 1565 году Иван Грозный ввёл опричнину. Кто-то же напротив считает, что переезд был совершен с ведома и одобрения государя.
Позднее сам Фёдоров напишет, что он был изгнан «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли».
Так или иначе, в 1568 году Иван Фёдоров и Петр Мстиславец оказались в Великом княжестве Литовском, в имении крупного магната Григория Ходкевича. Будучи убеждённым противником объединения Литвы с Польшей, Ходкевич решил напечатать богослужебные книги на славянском языке, а потому предложил московским мастерам организовать типографию в его имении.
Так Иван Фёдоров с помощником начали печатать книгу «Евангелие учительное», которую выпустили менее чем за 9 месяцев. После завершения этой работы Пётр Мстиславец ушёл в Вильну, где начал организацию типографии купцов братьев Мамоничей.
Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов. В основанной им типографии Фёдоров напечатал второе издание «Апостола» (1574). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях, которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».
В том же году печатник издал первую русскую «Азбуку». Её открывали 45 букв кириллического алфавита, расположенных сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Алфавит дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга,
Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. В 1579 году типография Фёдорова вместе со 140 книгами была заложена Израилю Якубовичу за 411 польских золотых. Сын Фёдорова остался во Львове и торговал книгами. Ивана же пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал по поручению князя знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.
Последние годы жизни
После издания «Острожской Библии» Фёдоров передал управление типографией старшему сыну, а сам отправился путешествовать по Европе, где делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках и представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых был и император Священной Римской империи, эрцгерцог Австрии Рудольф II).
Иван Фёдоров скончался во Львове 5 декабря 1583 года и похоронен на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Фёдорова были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».
В статье использованы материалы сайтов histrf.ru, diletant.media и книг Е.Л. Немировского «Первопечатник Иван Фёдоров» и «Иван Фёдоров. Начало книгопечатания на Руси»