Статьи

Печатник книг пред тем невиданных. История первопечатника Ивана Фёдорова

 

Первое издание «Апостола» в Москве

Василий Варламов

1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Фёдоровым была издана первая русская печатная книга — «Апостол». Именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник — День православной книги, который 14 марта отмечается во всех епархиях Русской Православной Церкви. Этот праздник был учреждён по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла Священным Синодом в декабре 2009 года.

Традиционно, в рамках празднования Дня православной книги, при поддержке властей в епархиях Московского Патриархата в России и странах ближнего и дальнего зарубежья проходят различные просветительские, культурные и научные мероприятия.

Кем же был Иоанн Феодоров — автор первой на Руси печатной книги? Священнослужитель, печатник, инженер, учёный, изобретатель… Все эти слова о нём, и, в то же время, их недостаточно, чтобы описать личность этого выдающегося человека.

Детство и юность

О дате рождения Ивана Фёдорова, как и о его детстве и родственниках, нет точных данных, известно лишь, что Фёдоров родился в Москве — по крайней мере, считал её своей родиной. Сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитин», даже когда уже жил в Великом княжестве Литовском. Так же известно, что его отец был священнослужителем.

Советский и российский учёный-книговед, доктор исторических наук Евгений Немировский утверждает, что будущий первопечатник родился в 1510 году. С 1529 по 1532 годы Фёдоров учился в Ягеллонском университете в Кракове — одном из самых старых и престижных высших учебных заведений в Европе того времени.

После окончания университета, получив учёную степень бакалавра, Фёдоров возвращается в Москву, где становится диаконом в ныне разрушенном кремлёвском храме в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. В какой-то момент он знакомится с будущим святителем — Митрополитом Московским и всея Руси Макарием. И эта встреча стала важной вехой в истории книгопечатания на Руси.

Ф.Я. Алексеев. Панорама Ивановской площади. Церковь Николы Гостунского справа на переднем плане. Графика конца XVIII — начала XIX века.

«Анонимная» типография

В 1552 году царь Иван Грозный, при поддержке и одобрении Митрополита Макария, принял решение начать печатать книги на церковнославянском языке, для чего повелел организовать в Москве первую типографию. Организация нового дела требовала сложного типографского оборудования и, что более важно — требовала специалистов, которых найти было не просто.

Типографские станки и первые литеры (печатные элементы с символами церковнославянского алфавита) были закуплены в Польше. Строительство типографии и сборка станков под руководством датского печатника Ганса Мессингейма велась четыре года.

Мессингейм был отправлен в Русское Царство королем Дании Кристианом III. Вместе с мастером король-лютеранин прислал книги, в которых излагалось протестантское вероучение. Датчане предлагали перевести их на русский язык и напечатать несколько тысяч экземпляров. Иван Грозный не дал разрешения распространять лютеранскую литературу, но проявил веротерпимость и, спустя некоторое время, позволил построить в своей столице первую лютеранскую церковь.

Тем не менее, датский печатник продолжил работу, и в 50-е годы XVI века первая типография в Москве появилась. Было издано несколько «анонимных», то есть не содержащих выходных данных, изданий.

Дальнейшая судьба Ганса Мессингейма истории неизвестна. Предположительно, мастер вернулся домой. Так или иначе, за время работы в Москве, он подготовил несколько учеников, в их числе — первый русский гравер Васюк Никифоров, Маруша Нефедьев, Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров.

«Апостол» и «Часослов»

В 1563 году, по приказу Ивана IV, в Москве был создан Печатный двор, который царь щедро обеспечил из казны. Его возглавляет Иван Фёдоров. Вместе с ним работают и другие ученики датского печатника. И уже через год в свет выходит книга «Апостол», которая стала первым на Руси печатным изданием, в котором имелись выходные данные.

«Апостол» был напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 страницы), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет. Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплётчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Всего были отпечатаны около двух тысяч экземпляров книги.

«Апостол» стал признанным шедевром русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания» Мессингейма, так и прочие книги самого Фёдорова.

В 1565 году на Печатном дворе выходит «Часослов», ставший основной на Руси учебной книгой. До нашего времени сохранилось лишь семь экземпляров этого издания. К сожалению, «Часослов» стал последней книгой, изданной Фёдоровым в России. В скорее после её выхода, Фёдоров и Пётр Мстиславец покидают страну.

В 1568 году другие мастера печатного дела — Невяжа Тимофеев и Никифор Тарасиев — возобновляют деятельность московского Печатного двора.

Иван Федоров

Работа за рубежом

Историки расходятся во мнениях — что же послужило причиной отъезда первопечатника из России. Одни считают, что это произошло из-за многочисленных нападок на печатников со стороны переписчиков, чей «хлеб» отбирала типография. Другие предполагают, что Фёдоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики оставаться в Москве было опасно — в 1565 году Иван Грозный ввёл опричнину. Кто-то же напротив считает, что переезд был совершен с ведома и одобрения государя.

Позднее сам Фёдоров напишет, что он был изгнан «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли».

Так или иначе, в 1568 году Иван Фёдоров и Петр Мстиславец оказались в Великом княжестве Литовском, в имении крупного магната Григория Ходкевича. Будучи убеждённым противником объединения Литвы с Польшей, Ходкевич решил напечатать богослужебные книги на славянском языке, а потому предложил московским мастерам организовать типографию в его имении.

Так Иван Фёдоров с помощником начали печатать книгу «Евангелие учительное», которую выпустили менее чем за 9 месяцев. После завершения этой работы Пётр Мстиславец ушёл в Вильну, где начал организацию типографии купцов братьев Мамоничей.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов. В основанной им типографии Фёдоров напечатал второе издание «Апостола» (1574). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях, которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».

В том же году печатник издал первую русскую «Азбуку». Её открывали 45 букв кириллического алфавита, расположенных сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Алфавит дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга,

Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. В 1579 году типография Фёдорова вместе со 140 книгами была заложена Израилю Якубовичу за 411 польских золотых. Сын Фёдорова остался во Львове и торговал книгами. Ивана же пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал по поручению князя знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

Острожская Библия

Последние годы жизни

После издания «Острожской Библии» Фёдоров передал управление типографией старшему сыну, а сам отправился путешествовать по Европе, где делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках и представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых был и император Священной Римской империи, эрцгерцог Австрии Рудольф II).

Иван Фёдоров скончался во Львове 5 декабря 1583 года и похоронен на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Фёдорова были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».

В статье использованы материалы сайтов histrf.ru, diletant.media и книг Е.Л. Немировского «Первопечатник Иван Фёдоров» и «Иван Фёдоров. Начало книгопечатания на Руси»