Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 27 января — 2 февраля — седмица 33-я по Пятидесятнице.
27 января (14 января по ст.ст.). День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335)
Равноапостольная Нина почитается как национальная святая и небесная покровительница в Грузии. Принято считать, что ее трудами еще в начале IV века жители Карталинии (Картли) — протогрузинского государства на юге современной страны — решили отказаться от языческих верований и стать христианами.
Святая Нина была гречанкой по происхождению и жила в Каппадокии (восток современной Турции). В Картли она отправилась чтобы найти Хитон Господень и укрыться от Диоклетиановых гонений на христиан. Согласно преданию, на апостольские труды святую Нину благословил сам Господь, явившись ей во сне. Дева Мария же чудесным образом вручила будущей просветительнице Грузии крест из виноградной лозы.
Святая прожила в кавказской стране более 30 лет. Благодаря ее миссионерской деятельности и знать, и простой люд отказались от прежних верований и приняли веру во Христа. Дольше всех врагом христианства оставался картлийский царь. Но, чудом исцелившись от страшной болезни, к новой вере пришёл и он. По всему Картли стали строить христианские храмы.
30 января (17 января по ст.ст.) — день памяти преподобного Антония Великого (356)
Этот святой, живший в III–IV веках на территории современного Египта, почитается как один из основоположников монашества в Православии.
Согласно преданию, Антоний прожил более 100 лет. Он происходил из богатой семьи, но, оставшись в 20 лет сиротой, раздал всё наследство беднякам, а сам предпочел начать уединенную жизнь в пустыне. Несколько десятилетий преподобный провел в одиночестве, строгом посте и непрерывной молитве. Лишь около 305 года он решил нарушить уединение: по многочисленным просьбам подражателей-отшельников, которые селились рядом и желали организовать монашескую жизнь.
Известно, что во времена гонений на христиан преподобный Антоний не боялся появляться в крупных городах, укрепляя дух единоверцев. В последние же годы жизни святой успел принять участие в противостоянии арианской ереси.
Интересно, что в середине календарной зимы Церковь вспоминает еще трех святых-современников Антония, также почитаемых как основоположники монашества: Павла Фивейского (28 января / 15 января по ст.ст.), Макария Великого (1 февраля / 19 января по ст.ст.) и Евфимия Великого (2 февраля / 20 января по ст.ст.).
31 января (18 января по ст.ст.) — день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского
Преподобный Кирилл был боярином на службе сначала у ростовских, а затем московских князей. Он и его супруга Мария отличались простой нравов, смирением и благочестием. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, супруги помогали бедным и больным, принимали странников.
Своего второго сына — будущего преподобного Сергия Радонежского — Кирилл и Мария до его рождения решили посвятить Господу. Поэтому родители не стали противиться сыну, когда тот испросил их благословения на монашеский постриг.
По благочестивому обычаю тех лет, супруги в последние годы своей жизни сами приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу.
1 февраля (19 января по ст.ст.) — день памяти святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444)
В историю Церкви этот святой вошел как непримиримый противник Ферраро-Флорентийской унии — одной из последних (в 1438 году) попыток Римской Католической Церкви подчинить себе православный мир. По преданию, римский папа Евгений IV, узнав, что Марк Ефесский так и не подписал унию, недовольно бросил своим подчиненным: «Значит, мы ничего не добились», — таков был авторитет святителя даже среди католиков.
Марк Ефесский происходил из семьи потомственных священнослужителей, был высокообразованным и эрудированным человеком. После того, как другие греческие епископы всё-таки решились на унию с латинянами, святитель направил все свои силы на противостояние этому противоестественному союзу. Стараниями архиепископа Марка уния так и не была принята византийским обществом.
Последние годы святой провел в уединении на Святой Горе Афон.