Региональный директор «Радио ВЕРА» — о том, как создавалась радиостанция, чем она помогает благотворительности, почему на ней нет новостных передач и рекламы, и в чем особенность её вещания в регионах.
? —Здравствуйте, Денис! Многие думают, что радио уже давным-давно устарело, и для чего оно нужно просто не понимают. Что может предложить радио аудитории в XXI веке? В чем его преимущества по сравнению с тем же телевидением?
— Что такое радио? Радио — это передача звука. Звук может передаваться разными способами, на разных площадках. Я не считаю, что развитие Интернета, масс-медиа, социальных сетей, мессенджеров — это помеха для радио. Наоборот, это только даёт нам новые возможности. Если есть качественный интересный контент, то всегда найдётся возможность передать его через звук.
Тот же Telegram, например, я считаю не конкурентом радио, а лишь новой площадкой, где радио может и должно присутствовать, идти навстречу своей аудитории. У «Радио ВЕРА», например, есть свой Telegram-канал, мы регулярно выкладываем там записи передач.
Телевидение? Это принципиально другая вещь, на мой взгляд. Трудно смотреть телевизор и чем-то при этом заниматься. А вот радио слушать можно параллельно со своими обычными делами: на работе, дома или за рулем автомобиля. Да и данные соцопросов свидетельствуют, что радиостанциям люди склонны доверять больше, чем интернет-СМИ или телевидению.
?— Какова ваша основная аудитория? Как вы видите своего обычного слушателя?
— Мы отдаем себе отчет в том, что наша аудитория — главным образом, люди среднего возраста и старше. Обычно люди ведь начинают слушать радио, когда у них появляется свой автомобиль. Как я вижу нашего «среднего слушателя»? 30–35 лет, средний достаток, житель крупного города. Точнее, жительница — женщины нас слушают больше, чем мужчины. У них есть работа, своя семья, дети.
Поэтому им интересны темы воспитания, традиционных ценностей. Совсем недавно, кстати, мы с коллегами провели исследование нашей аудитории и почти все эти предположения совпали.
? — Нельзя не обратить внимание на активную экспансию «Радио ВЕРА» в разных регионах страны. Недавно вы появились и в нашем городе. В чем особенность региональной политики вашего радио в сравнении с другими станциями?
— Сейчас мы вещаем в 55 городах. Красноярск стал одной из новых точек на нашей карте — к вам мы пришли этой осенью. Вообще, Сибирь мы очень ценим и любим. Мы вещаем и в Омске, и в Новосибирске, и в Братске с Иркутском. В ближайшее время планируем начать эфиры в Новокузнецке. У нас есть специальный проект «Моя Сибирь», направленный на то, чтобы раскрыть региональную идентичность именно с православной точки зрения: рассказав, например, о сибирских святых местах. Так что мы ждем откликов и теплого к себе отношения от наших слушателей в Сибири.
«Везде и сразу
начать вещать
мы не можем. Эту
проблему решает
наше мобильное
приложение
Ведь Сибирь — это именно тот регион, который, если так можно сказать, делает Россию Россией. Я очень люблю сюда приезжать; Красноярск — не исключение. Со стороны очень хорошо видно, как ваш город год от года меняется в лучшую сторону, в том числе и в церковном отношении. С таким архиереем, как у вас, впрочем, по-иному и быть не могло. Митрополита Пантелеимона я знаю уже очень давно, еще с тех пор, когда он нес служение в Калининграде.
Хочу сказать, что в каждом городе мы вещаем в режиме реального времени, а не «по Москве», как это делают большинство наших коллег из крупных сетевых радиостанций. Получается странно: помню, как однажды во Владивостоке слышу из динамиков бодрый голос радиоведущего: «Доброе утро! Просыпаемся!». А там уже пятый час вечера…
По-моему, это не просто неправильно, это — неуважение к своему слушателю. «Радио ВЕРА» же своего слушателя уважает, и не призывает его «просыпаться», когда у него обеденное время или вообще уже заканчивается рабочий день. Слава Богу, на дворе XXI век, все соответствующие технические возможности уже давно есть.
?— А как у вас построен механизм обратной связи со слушателями?
— Главным ее каналом сейчас стали социальные сети. Но нам и звонят, нам приходят электронные письма, по нескольку десятков в день. Люди благодарят, хвалят, обращаются со своими предложениями.
Очень часто люди спрашивают, а когда наше радио появится в их городе или посёлке. Понятно, что везде и сразу начать вещать мы не можем. Эту проблему решает наше мобильное приложение. Оно работает в любой точке планеты. Общался с нашими слушателями из Украины, там по понятным причинам наше радио, как и еще целый ряд российских СМИ, под официальным запретом. Но наше приложение через VPN работает. Вот люди и идут на разного рода технические ухищрения, лишь бы только послушать «Евангелие дня» или другие наши передачи.
?— А как вам и вообще пришла идея создать такое радио?
— На тот момент, когда мне и моим единомышленникам пришла в голову эта идея, в Москве было где-то 50 радиостанций, и ни одной такой, где говорили бы о нашей духовной культуре, традиционных ценностях. Ни одной такой, где бы читали Евангелие или рассказывали бы о православных праздниках, — на постоянной основе, конечно, а не время от времени. Наконец, такой, где не было бы рекламы — очень раздражающей многих слушателей. Вот мы и решили создать такую радиостанцию. У нас получилось.
? — При этом, у вас нет рекламы…
— Я убежден, что без рекламы радио жить проще, чем с рекламой. По крайней мере, в нашем случае — это точно. Без рекламы мы ни от кого не зависим. К тому же, наверное, 70–80 % того, что рекламируют наши коллеги, мы бы не смогли рекламировать у себя сами — по этическим причинам. Это бы вошло в конфликт с нашей основной линией. А так наши спонсоры — это наши же слушатели. Кто-то жертвует разово, кто-то — постоянно. Поэтому уже воспринимаем их не просто как аудиторию, но как наших помощников, соработников, с которыми мы вместе делаем добрые дела.
? — В том числе, вы вместе со слушателями участвуете в благотворительности. Как именно это работает?
— Расскажу один случай. Однажды один наш слушатель из Тверской области решил помочь старикам из маленьких, почти уже обезлюдевших сёл у себя на малой родине с заготовкой дров на зиму. А мы решили помочь ему. Каждый желающий мог прислать нам SMS со словом «дрова» и указанной суммой пожертвований. Буквально за день нам удалось собрать необходимые для доброго начинания деньги.
«За пять лет
нашей работы
удалось собрать
миллиард рублей на
благотворительность
И это не единичный случай. У нас есть такая программа — «Дело дня». В ней мы рассказываем о благотворителях, их фондах, их деятельности. Упор стараемся делать на регионы, на совсем еще небольшие, «нераскрученные» организации. Причем не просто рассказываем, но объясняем, как этим фондам можно помочь. Результат — за пять лет нашей работы удалось собрать миллиард рублей на благотворительность.
«Радио ВЕРА» готово сотрудничать, наверное, и с любым СМИ. У нас уже много партнёров: ряд газет, телеканал «Спас». «Спас», кстати, очень помог нам с организацией концерта в честь пятилетия нашей радиостанции, за что мы им очень благодарны. Постепенно, мне кажется, к СМИ в России приходит понимание, что если кто-то в их сфере делает добрые дела, то надо отбросить стереотипы и просто сотрудничать.
? — Когда я начал знакомство с вашей радиостанцией, меня удивило, что в вашем эфире много музыки, притом самой современной. Вы согласны с тем, что радио сейчас в основном слушают меломаны?
— Нет, далеко не все слушают радио ради музыки. Есть ведь станции, притом очень успешные, в эфире которых никакой музыки нет. А люди их все равно любят, уважают, слушают. Что же касается нас, то на «Радио ВЕРА» музыка есть; это где-то 60 % эфирного времени.
Как мы решаем, какую песню или произведение инструментальной музыки поставить, а какую — нет? У нас нет одного музыкального редактора; есть целый музыкальный совет, где мы коллегиально решаем, что в эфир ставить можно, а что — нет. Принципиальны несколько моментов: эстетический, ценностный, важна также и искренность исполнения. Мы стремимся к разнообразию музыкального контента. Он должен дополнять содержание наших программ. Если мы призываем слушателя задуматься, сосредоточиться — то вслед за передачей зазвучит инструментальная музыка: что-то умиротворяющее, может, даже меланхоличное. А если программа более «легкая», развлекательная, то ее лучше дополнит песня.
? — А какие программы, на ваш взгляд, ключевые для «Радио ВЕРА»?
— «Брендом» нашего радио стало «Евангелие дня». Это программа, которой не было и нет на других российских радиостанциях. Каждый день в нашем эфире читается и толкуется Священное Писание. Люди уже привыкли, что каждое утро они могут включить наше радио и услышать евангельскую мудрость. Я даже знаю таких, кто обычно радио не слушает вообще, и включают только нашу станцию только ради этой передачи.
«Евангелие дня» — это наш флагманский проект. Ему мы уделяем особое внимание. Толкования никогда не повторяются. К работе над ним мы привлекаем лучших богословов, например, преподавателей Московской духовной академии. В этом году к «Евангелию дня» добавились «Апостольские чтения», еще есть «Церковный календарь».
Как избежать самоповторов, сделать такие передачи интересными для аудитории? Объясню на примере того же «Церковного календаря». Во-первых, мы не перегружаем слушателей информацией, делаем упор на по-настоящему важных, интересных фактах. О каждом празднике говорим не дольше одной минуты. Во-вторых, диктор этой программы — Олег Вирозуб, это официальный «голос» Орландо Блума в России. Сам тембр его речи уже как-то настраивает на симпатию, заставляет слушателя проникнуться.
«Развитие Интернета
не помеха для радио,
наоборот, это только даёт
нам новые возможности
Большой популярностью пользуются и «Семейные истории» с Туттой Ларсен. Там рассказывается о самых разных семьях, в том числе и об исторических персонажах. Это не обязательно разговор о супружеской паре. Героями передачи могли стать и родитель со своим ребенком, и даже бабушка с внуком — например святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
? — У вас есть музыка, но нет привычных новостей…
— Да, на нашем радио нет новостных программ. Это принципиальная позиция, плод долгих обсуждений и споров внутри редакции. Мы решили, что людям лучше слушать новости на тех радиостанциях, где ими занимаются профессионально. Мы решили, что нет смысла таким способом пытаться удерживать аудиторию. Для нас, для «Радио ВЕРА», главная новость каждый день — это Святое Евангелие. Ведь что такое Евангелие? Это благовествование или, переводя с церковнославянского на русский, хорошие новости. Другие новости нам не нужны.
? — А что вы можете сказать о команде, которая работает над «Радио ВЕРА»?
— Создавали «Радио ВЕРА» четверо человек. Все мы были профессионалами, у всех нас был многолетний опыт работы на ведущих радиостанциях страны, вроде «Маяка» или «Серебряного дождя». Но мы решили попробовать себя в создании принципиальной новой радиостанции. Время шло, мы росли, развивались, сейчас у нас в редакции трудятся около 35 человек, плюс еще несколько человек сотрудничают с нами дистанционно. Все важные решения мы стараемся принимать коллегиально, с учетом мнения каждого. Меня очень радует, что в нашем коллективе нет равнодушных. Ни одну еще идею у нас не отложили в долгий ящик. Каждый из коллег искренне хочет сделать «Радио ВЕРА» лучше, понятнее и ближе для своего слушателя.
? — И в завершение: какую по-рождественски добрую историю вы могли бы рассказать нашим читателям?
— Однажды наше радио спасло свою слушательницу от грабителей. К той женщине — она жила в коттедже в Подмосковье — ночью забрались воры. Саму ее связали, начали собирать все ценные вещи, а потом решили угнать ее же машину и на ней скрыться. И вот между грабителями и той несчастной в какой-то момент возникла перепалка. Она им сказала что-то вроде: «Бог-то всё видит, от него-то вы не укроетесь». А те, как та женщина потом рассказывала, были неславянской внешности, они ей в ответ бросили, мол, вашего Бога мы не боимся.
Но что-то в душах их, видимо, отложилось. Потому что когда они потом завели машину, услышали заработавшее радио — а включена была наша станция, и шло там, видимо, «Евангелие дня» — несостоявшиеся воры побросали всё и пешком ретировались из того коттеджа. Вот такая история. Остается надеяться, что к грабежам те люди больше никогда не возвращались.
«РАДИО ВЕРА» ВЕЩАЕТ В КРАСНОЯРСКЕ НА ЧАСТОТЕ 95.4 FM Кроме того, возможно прослушивание онлайн и со спутника ABS-2A, в приложениях для смартфонов, подкасты доступны в сервисах iTunes и Яндекс.Музыка Подробнее на сайте radiovera.ru.
Беседовал Максим Рычков