Статьи

Православная неделя с  16 по 22 декабря: святитель Николай Чудотворец, великомученица Варвара, преподобный Савва Освященный и икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 16–22 декабря в 2019 году — седмица 27-я по Пятидесятнице.

17 декабря (4 декабря по ст.ст.). День памяти великомученицы Варвары и мученицы Иулиании (ок. 306)

Великомученица Варвара — одна из самых любимых в народе раннехристианских святых. Ей молятся о защите от внезапной кончины без покаяния, о помощи и заступничестве за детей, об избавлении от тяжких недугов и болезней, о помощи в унынии и грусти, об утешении в печали. В России святую Варвару почитают как небесную покровительницу шахтеры и военнослужащие ракетных войск.

Святая жила на рубеже II и III веков на территории современного Ливана, в ту пору одной из провинций Римской империи. Ее отец происходил из знатного рода и мечтал о том, чтобы устроить для дочери выгодный брак. Однако Варвара еще в юном возрасте приняла христианство и отказывалась даже думать о супружеском союзе с язычником.

Тогда взбешенный отец выдал ее на расправу гонителям во время новых гонений на христиан. Святую подвергли жестоким пыткам при большом стечении народа. Варвара не отказалась от веры, а ее пример побудил пострадать за Христа стоявшую в толпе мученицу Иулианию. В итоге обеим девушкам отсекли головы.

18 декабря (5 декабря по ст.ст.). День памяти преподобного Саввы Освященного (532)

В историю Церкви этот святой вошел, в первую очередь, как один из зачинателей монастырей и монашества.

Уже в 8 лет Савва стал послушником одной из обителей на Святой Земле. За свою долгую жизнь (439–532) святой подвизался в нескольких ближневосточных монастырях, основав сразу семеро новых. Савву необычайно уважали и чтили братья-монахи; по их просьбам его назначили благочинным всех палестинских обителей.

Преподобный Савва почитается также как один из обличителей монофизитской ереси и составитель Иерусалимского монашеского устава, нашедшего впоследствии широкое применение и на Руси.

19 декабря (6 декабря по ст.ст.). День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345)

Надо ли объяснять православному, кто такой Николай Чудотворец? Святой, живший в III веке, кажется близким и родным, а о чудесах из личного опыта по молитвам ему могут рассказать многие верующие.

При жизни Николай Чудотворец был архиепископом в городе Миры, это современный турецкий городок Демре. Его очень любили прихожане: святитель был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством, разрушавший идолов и капища, и защитник христианства, обличавший еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Почитание же Николая Чудотворца у наших предков зародилось еще даже до Крещения Руси. Так, например, с именем Николая Православие принял киевский князь Аскольд, живший на век раньше равноапостольного князя Владимира. С принятием же христианства Никольские соборы и храмы стали строиться во всех русских землях: от Киева и до Новгорода.

22 декабря (9 декабря по ст.ст.) — праздник иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость»

Иконография этого образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описаном святителем Димитрием Ростовским в сочинении «Руно орошенное» (1683).

Согласно этому преданию, некий грешник во время молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы увидел, как открылись язвы Богомладенца на руках и ногах, и в боку. Небесная Царица же объяснила тому человеку: «Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной». Раскаявшийся грешник получил прощение и стал вести новую благочестивую жизнь.

Эта история и послужила поводом для написания иконы «Нечаянная Радость». На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына.