Статьи

Не просто картинка для десятирублевой купюры

Максим Рычков

 Наверное, многим читателям знакома такая ситуация: стоит, допустим, у вас дома некая ценная старинная вещь, доставшаяся не то от бабушки, не то от прабабушки. Это может быть и раритетная швейная машинка, и кованый сундук, и посуда из богемского хрусталя. Стоит себе да стоит. Уже много лет как «примелькалась».

Но вот приходят однажды к вам гости и начинают восхищаться: «Вот это вещь!». Потом осыпают вопросами: как такое сокровище к вам попало, от кого досталось, а как тот человек, в свою очередь, раздобыл? А вам и рассказать в ответ особо нечего: ну какая это ценность, так, просто забавная вещица, стоит здесь, сколько себя помню, вроде от бабушки осталась, не выбрасывать же…

У нас, красноярцев, есть такой «бабушкин сундук» в масштабе всего города — часовня Параскевы Пятницы. Гости краевой столицы ей восхищаются, рвутся посетить именно ее, впервые оказавшись в Красноярске, а вот сами мы ее не очень-то и замечаем, да и знаем о ней не так уж и много. Ноябрь — это месяц, когда празднуется день памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница (III) (10 ноября / 28 октября по старому стилю), поэтому именно в этот месяц мы и предлагаем вам заполнить эти пробелы.

Почему часовню освятили именно в честь святой Параскевы Пятницы?

На этот счет существует два объяснения, связывающих раннехристианскую святую, жившую в третьем веке, с маленьким тогда еще поселением в далекой Сибири века восемнадцатого. Согласно первому, однажды в Красноярске — где-то в начале 1700-х годов — чудесным образом обрели икону святой Параскевы. Образ великомученицы выловили прямо в реке Каче. И в эти же дни красноярцы задумали поставить на Караульной горе крест — в память о погибших при защите острога от нападений кочевых племен. Так поклонный крест стал ассоциироваться с великомученицей Параскевой. Поэтому в ее честь и освятили деревянную часовню, поставленную век спустя, в 1805 году.

Другая легенда гласит, что Параскевой звали одну из первых красноярок, казачку, как раз-таки и погибшую при одном из налетов кочевников на Красноярск. Но перед смертью девушка, собиравшая ягоды на Караульной горе, успела криком предупредить земляков о нападении. В память о ее небесной покровительнице и назвали будущую часовню.

Обе версии, в общем-то, не исключают друг друга. Вполне возможно, что оба этих события — и чудесное обретение иконы, и гибель отважной казачки — действительно имели место в истории. Неоспорим другой факт: святую Параскеву Пятницу в Красноярске XVIII–XIX веков почитали истово и очень трогательно. Дважды в год, весной и осенью, ей посвящали торжественные крестные ходы на Караульную гору; великомученице молились о благополучии в доме, о хозяйственных нуждах, о счастливом супружестве.

Вы назвали часовню деревянной? Наверное, это ошибка?

 Нет; часовня, стоявшая на Караульной горе в первой половине XIX века, действительно была деревянной. Ее построили на средства красноярского купца И.Л. Новикова. Известная городская легенда гласит, что таким образом Новиков решил отметить свое чудесное спасение — купец однажды едва не погиб в речном водовороте, дав обет Богу в благодарность построить церковь.

А новую каменную часовню взамен уже обветшавшей деревянной построили около 1865 года на средства легендарного красноярского предпринимателя, золотопромышленника и мецената Петра Ивановича Кузнецова (1818–1878). Возводили новое здание архитекторы Я.И. Алфеев и Я.М. Набалов, вдохновившись величественным Богородице-Рождественским кафедральным собором, тогда еще только-только появившемся в центре Красноярска. Во многом часовня Параскевы Пятницы повторила его характерные черты в духе «руссковизантийского» стиля.

С Караульной горы открывался прекрасный вид на кафедральный собор — впрочем, наверное, как и на всю совсем еще тогда небольшую губернскую столицу. Наступит новый ХХ век с его трагическими поворотами истории, и Богородице-Рождественского храма не станет. Символической «частицей» утраченного собора станет именно маленькая часовня на Караульной горе.

Именно на Караульной горе? А почему тогда ее часто называют Покровской или Поклонной?

 Вообще-то, изначально она была известна как Кум-Тигей, «песчаный холм» с тюркского языка. Так гору называли енисейские киргизы, первые жители этих мест. Кстати, Кум-Тигей, по всей видимости, почитался ими как место особенное: здесь хоронили племенную знать, многочисленные свидетельства чему уже в ХХ веке найдут археологи.

Караульной гора стала называться после прихода русских первопоселенцев на берега Енисея и закладки Красноярского острога. Ведь именно здесь казаки поставили караульную вышку. Произошло это еще в XVII веке. «Покровской» возвышенность иногда будут называть в народе уже позже, в XIX веке, после того как сравнительно рядом с основанием горы построят Покровский храм (ныне — кафедральный собор Красноярской епархии).

А вот «Поклонной» гору стали величать совсем недавно, по аналогии с Москвой, и, в общем-то, совершенно безосновательно. Да, в Красноярске, как и в столице страны, Мемориал Победы стоит на возвышенности, однако у нашей горы — своя история и свое исторически устоявшееся название (притом даже не одно).

А правда, что с часовней Параскевы Пятницы связан изобретатель радио?

Да, это так. 20 августа 1887 года жители Северного полушария нашей планеты наблюдали солнечное затмение. Лучше всего это астрономическое событие было заметно в небе именно над Енисейской губернией, — это еще заранее установили ученые. Поэтому из Санкт-Петербурга наблюдать еще недостаточно изученное в ту пору природное явление командировали семерых астрофизиков. В их число вошел и знаменитый ученый, будущий изобретатель радио Александр Степанович Попов.

 Прибытие столичных ученых, привезенная ими из далекой России загадочная аппаратура (ее как раз и установили на Караульной горе, близ часовни Параскевы Пятницы) только упрочило суеверные страхи красноярцев, боявшихся диковинного астрономического явления. Незадолго до затмения прошел слух: мол, город уничтожит землетрясение, а спастись можно будет только на горе, рядом с учеными. Так что работать гостям из Петербурга и красноярским астрономам-энтузиастам пришлось в окружении армейского оцепления.

Тем не менее, свою работу астрофизики выполнили успешно. В числе нескольких тысяч людей за редким природным явлением в родном городе наблюдал и Василий Иванович Суриков. Сделанные художником рисунки с натуры стали одними из немногих дореволюционных изображений часовни Параскевы Пятницы. Кстати, факт пребывания великого ученого у стен часовни поможет зданию избежать уничтожения в богоборческие 1930-е. А в 1976 году на чудом уцелевшее здание даже повесят соответствующую мемориальную доску (спустя десятилетия, в ходе реставрационных работ, она будет снята).

Я помню, что у часовни еще совсем недавно была красная «маковка», а в 2014-м ее сделали зеленой. А почему?

Потому что такого цвета она была исторически. Вот только доподлинно установить это смогли только в начале XXI века. А реставрация часовни началась еще в 1970-х годах, в советское время. Ее изображений к концу ХХ столетия сохранилось очень мало, большинство из них были черно-белыми. Во многом наудачу реставраторы тогда определили, что купол был красным.

 Восстановительные работы продолжились и в 1990-е годы, уже после возрождения в крае и стране церковной жизни. В часовне Параскевы Пятницы возобновилось богослужение. В 2012–2014 состоялись последние на сегодняшний день реставрационные работы. Рабочие заменили маковку часовни, облагородили прилегающую территорию, установили рядом с храмом гранитный крест. Кровля же здания вновь обрела свой исторический зеленый цвет.