Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 21–27 октября в 2019 году — 19-ая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
22 октября (9 октября по ст.ст.). День памяти апостола Иакова Алфеева (I)
Святой Иаков — апостол из Двенадцати. Алфеевым (по имени отца) его называли чтобы не путать с тезкой-апостолом от Семидесяти — Иаковым, братом Господним.
По всей видимости, его мать (женщину звали Мария) тоже была одной из преданных последовательниц Христа. Мария неоднократно упоминается в Евангелии (Мф 27:56; Мк 15:40; 16:1; Лк 24:10).
О жизни апостола Иакова известно не так много. Этот ученик Спасителя проповедовал в Иудее, потом — в малоазиатской Эдессе, позже — в Газе и Елевферополе.
О его смерти и погребении существует несколько версий. Все авторы сходятся в одном — апостол Иаков принял мученическую кончину: не то в Египте, не то в Иудее.
23 октября (10 октября по ст.ст.). День памяти преподобного Амвросия Оптинского (1891)
Святой Амвросий (1812–1891) — наверное, самый известный из старцев знаменитой Оптинской Пустыни. В миру его звали Александром Михайловичем Гренковым, он был родом из Тамбовщины, из семьи потомственных служителей Церкви (так, дед святого, например, был благочинным своего округа).
В детстве будущий отец Амвросий, казалось, не проявлял никакого стремления к монашеской жизни. Юный Александр был живым, способным к учебе и любознательным. Всё переменилось после тяжелой болезни: будущий святой дал обет Богу, что в случае выздоровления уйдет в монастырь. И это слово он сдержал; правда, недуг всё-таки существенно подорвал его здоровье.
Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия – это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда – выражается не в каких-либо вычурных и утонченных формах, а в простых словах, которые растворены Божьей любовью. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное».
26 октября (13 октября по ст.ст.). Празднование Иверской иконе Божией Матери (перенесение в Москву)
Список (копию) этой иконы с оригинала, хранящегося на Святой Горе Афон, в Москву принесли в 1648 году. По преданию, писавшие его по просьбе царя Алексея Михайловича иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге, по свидетельствам очевидцев, список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно.
Без преувеличения, перенесение списка с Иверского образа Пресвятой Богородицы стало одним из важнейших символических рубежей в закреплении за Русским царством образа хранителя Православия и покровителя православных по всему миру. Иверская икона действительно являлась и является одним из наиболее узнаваемых и почитаемых православных образов.
По преданию, еще в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у нее дома старинный образ Богоматери, лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. А спустя многие годы икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» называют Грузию греки).
27 октября (14 октября по ст.ст.). Память святых отцов VII Вселенского Собора (787)
Последний из Вселенских соборов был посвящен не возвышенным спорам о природе Христа, а гораздо более приземленному и понятному пастве вопросу: о допустимости почитания икон.
Иконоборчество занимает особое место среди остальных раннехристианских ересей. Партия иконоборцев в начале VIII века заняла господствующее положение как при императорском дворе, так и внутри Церкви, пытаясь силой убедить верующих, что почитание икон якобы является идолопоклонством.
Поставить же точку в обернувшемся общей смутой споре был призван VII Вселенский Собор, состоявшийся по инициативе императрицы Ирины и патриарха Тарасия, решительных сторонников почитания икон.
Опираясь на учение первого обличителя иконоборцев, преподобного Иоанна Дамаскина, участники однозначно высказались в защиту иконопочитания: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — такими словами завершался принятый архиереями догмат.
Тем не менее, сторонники ереси не торопились склонять головы перед Церковью. Лишь спустя полвека, в 843 году, иконокласты будут окончательно побеждены.