Статьи

Написано одним сердцем и двумя руками. Выставка художника Ивана Старушкина в «Касьяновском доме»

И.С. Старушкин, «Мои видения»

Василий Варламов

5 ноября в стенах Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» откроется выставка работ красноярского и абаканского художника Ивана Семеновича Старушкина (1935-1988). На выставке, которая будет работать до самого юбилея Победы, представят около ста пяти­десяти работ, сохраненных и предоставленных «Касьяновскому дому» сыном художника Андреем Ивановичем Старушкиным.

Иван Семенович Старушкин (03.02.1935 — 27.11.1988) родился в с. Благодарном Семипалатинской обл. Казахстана. Служил в армии в Сталинграде, где погиб на войне его отец, там же работал на тракторном заводе. В 1957 г. окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, с 1978 г. –– член Союза художников СССР. С 1971 года проживал и трудился в Красноярске, с 1984 г. –– в Абакане. В 1970-х — 1980-х гг. работал в оформительских мастерских Худфонда, принимал участие в художественном оформлении помещений предприятий и организаций, музеев Красноярска, Минусинска и Абакана. Автор работ по дереву, графических серий «Из тылового детства», «Письма без ответа», «Память», «Старики», «Портреты музыкантов» («Музыка»). Участник областных, краевых, республиканских, всесоюзных и международной выставок. Диплом Всесоюзной выставки станковой графики (1987 г., за цикл «Письма без ответа»). Персональные выставки: «Тревоги и радости мира» (1988, Абакан), «Памяти художника И.С. Старушкина» (1989, Абакан, Красноярск).

Так случилось, что творить по-настоящему живописец стал лишь на закате своего жизненного пути, который был очень и очень непрост. Ро­дившись в 35-м году в Казахстане, за шесть лет до начала Великой Отечественной войны, будущий художник с самого детства познал все тяготы той страшной эпохи: тяжелый физический труд в тылу, голод и лишения, смерть отца- фронтовика под Сталинградом в 43-м. После войны нужно было восстанавливать разрушенную страну, заботиться о собственной семье.

Тем не менее, никакие тяготы не смогли лишить Ивана Семе­новича его мечты. В 1957 году он окончил Абрамцевское художе­ственное училище и стал работать художником-оформителем. Рабо­та так и осталась главным заняти­ем в его жизни, помогая прокор­мить семью.

В 1971 году семья Старушкиных перебралась в Красноярск. Здесь Иван Семенович продол­жил свою работу, участвовал как оформитель в целом ряде про­ектов, когда началось движение «Превратим Сибирь в край высо­кой культуры», внес свой вклад в украшение нашего города.

В 1984 году Иван Старушкин переехал в Абакан, и уже там, в последние годы своей жизни, начал, наконец, писать карти­ны, которые всегда хотел писать: о тыловом детстве, нравственных проблемах времени, отношениях детей и взрослых, проблемах си­ротства и старости.

За четыре года активно­го творчества, Иван Семено­вич начал (но, к сожалению, так и не закончил) четыре цикла кар­тин: «Тыловое детство», «Вопро­сы без ответа», «Такая история» и «Великие музыканты».

Главные герои картин цикла «Тыловое детство» (основно­го цикла произведений худож­ника) — ребятишки, ровесники самого Ивана Семеновича в во­енные годы. Мальчишки и дев­чонки взрослели с каждой бит­вой, происходящей на фронтах, с каждой победой советского оружия, с каждой радостной и трагической вестью с фронта. Но живописец показывает, что в жизни этих ребятишек были не только трагедии, утраты и го­лод, но и радость, дружба, под­держка, любовь. Радостью был лишний кусок хлеба, который можно разделить с матерью, цветной карандаш, нормальные, человеческие чувства. Умение искать радость и не терять на­дежду, как бы трудно и больно не было — это именно то, что по­могло выстоять в войну не толь­ко фронту, но и тылу.

И.С, Старушкин, «Счастливая»

Цикл «Такая история» по­священ 30-м годам XX века, вре­мени «большого террора», пред­шествовавшего войне, когда шли массовые репрессии интеллиген­ции и духовенства. На выставке из этого цикла будут представле­ны не только готовые картины, но и наброски художника. На­пример, такой: бородатое лицо человека, проступающее на фоне газеты. По тексту газеты, рас­сказывающему о репрессиях ду­ховенства, становится ясно, что это — священник. На лице его лежит печать страданий и муче­ний, но так же в нем видны вера и глубокая убежденность в том, что с этой верой переживет всё. А если не переживет он — сама вера и Церковь все равно будут жить.

И.С. Старушкин, «Верую»

Третий цикл — «Вопросы без ответов» — посвящен, в некото­ром роде, поискам смысла жизни, законов бытия, причин и след­ствий наших поступков, вопросам этики и морали, которые худож­ник задает своим современникам. В нем Иван Старушкин поднима­ет, в частности, немаловажный вопрос связи поколений, отноше­ния детей и родителей.

И.С. Старушкин, «Трактор заглох»

Последний цикл картин ху­дожника — «Великие музыкан­ты». Кроме живописи, у Ива­на Старушкина была еще одна страсть в жизни — музыка, ко­торую он любил всем сердцем. Музыка всегда звучала в его мастерской во время работы: Бах, Бетховен, Моцарт, Чайков­ский, из современных авторов — Окуджава. Выразить свое по­чтение великим творцам Иван Семенович решил через серию портретов: цветных и ярких, где каждый композитор изображен по-своему, с помощью особенных художественных техник.

И.С. Старушкин, «Портрет Людвига ван Бетховена»

Пожалуй, лучшей характери­стикой работ Ивана Старушкина служат строчки в книге отзывов с одной из немногочисленных при­жизненных выставок живописца в Абакане: «Дорогой художник! Низкий вам поклон за талантбыть человеком, понимать чело­века, воспитывать человека. Все это прекрасно, загадочно и жут­ко. В ваших работах есть тайна и жизнь, ваши картины о войне — как удары сердца. Господи! Неуже­ли это все написано одним сердцем и двумя руками?».

Организатор выставки, исто­рик Церкви и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Викторович Малашин, говорит:

— Все в этом мире совершается по промыслу Божиему, и ничего слу­чайного не бывает. И то, что имен­но в этом году, накануне 75-летнего юбилея победы в Великой Отече­ственной войне мы делаем эту вы­ставку — это абсолютно правильно.

Мы хотим, чтобы у нас на вы­ставке были в витринах определен­ные вещи, создающие ту самую эпо­ху, и звучала музыка с пластинок. Еще мы будем показывать в конце каждой экскурсии документальный фильм, над которым сейчас работа­ем, посвященный Старушкину и его эпохе. И я хочу, чтобы в этом филь­ме были маленькие фрагменты худо­жественных фильмов о войне — тех, где она показана через судьбы ровес­ников Ивана Старушкина, каким он был в годы Великой Отечественной.