Василий Варламов
5 ноября в стенах Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» откроется выставка работ красноярского и абаканского художника Ивана Семеновича Старушкина (1935-1988). На выставке, которая будет работать до самого юбилея Победы, представят около ста пятидесяти работ, сохраненных и предоставленных «Касьяновскому дому» сыном художника Андреем Ивановичем Старушкиным.
Иван Семенович Старушкин (03.02.1935 — 27.11.1988) родился в с. Благодарном Семипалатинской обл. Казахстана. Служил в армии в Сталинграде, где погиб на войне его отец, там же работал на тракторном заводе. В 1957 г. окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, с 1978 г. –– член Союза художников СССР. С 1971 года проживал и трудился в Красноярске, с 1984 г. –– в Абакане. В 1970-х — 1980-х гг. работал в оформительских мастерских Худфонда, принимал участие в художественном оформлении помещений предприятий и организаций, музеев Красноярска, Минусинска и Абакана. Автор работ по дереву, графических серий «Из тылового детства», «Письма без ответа», «Память», «Старики», «Портреты музыкантов» («Музыка»). Участник областных, краевых, республиканских, всесоюзных и международной выставок. Диплом Всесоюзной выставки станковой графики (1987 г., за цикл «Письма без ответа»). Персональные выставки: «Тревоги и радости мира» (1988, Абакан), «Памяти художника И.С. Старушкина» (1989, Абакан, Красноярск).
Так случилось, что творить по-настоящему живописец стал лишь на закате своего жизненного пути, который был очень и очень непрост. Родившись в 35-м году в Казахстане, за шесть лет до начала Великой Отечественной войны, будущий художник с самого детства познал все тяготы той страшной эпохи: тяжелый физический труд в тылу, голод и лишения, смерть отца- фронтовика под Сталинградом в 43-м. После войны нужно было восстанавливать разрушенную страну, заботиться о собственной семье.
Тем не менее, никакие тяготы не смогли лишить Ивана Семеновича его мечты. В 1957 году он окончил Абрамцевское художественное училище и стал работать художником-оформителем. Работа так и осталась главным занятием в его жизни, помогая прокормить семью.
В 1971 году семья Старушкиных перебралась в Красноярск. Здесь Иван Семенович продолжил свою работу, участвовал как оформитель в целом ряде проектов, когда началось движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры», внес свой вклад в украшение нашего города.
В 1984 году Иван Старушкин переехал в Абакан, и уже там, в последние годы своей жизни, начал, наконец, писать картины, которые всегда хотел писать: о тыловом детстве, нравственных проблемах времени, отношениях детей и взрослых, проблемах сиротства и старости.
За четыре года активного творчества, Иван Семенович начал (но, к сожалению, так и не закончил) четыре цикла картин: «Тыловое детство», «Вопросы без ответа», «Такая история» и «Великие музыканты».
Главные герои картин цикла «Тыловое детство» (основного цикла произведений художника) — ребятишки, ровесники самого Ивана Семеновича в военные годы. Мальчишки и девчонки взрослели с каждой битвой, происходящей на фронтах, с каждой победой советского оружия, с каждой радостной и трагической вестью с фронта. Но живописец показывает, что в жизни этих ребятишек были не только трагедии, утраты и голод, но и радость, дружба, поддержка, любовь. Радостью был лишний кусок хлеба, который можно разделить с матерью, цветной карандаш, нормальные, человеческие чувства. Умение искать радость и не терять надежду, как бы трудно и больно не было — это именно то, что помогло выстоять в войну не только фронту, но и тылу.
Цикл «Такая история» посвящен 30-м годам XX века, времени «большого террора», предшествовавшего войне, когда шли массовые репрессии интеллигенции и духовенства. На выставке из этого цикла будут представлены не только готовые картины, но и наброски художника. Например, такой: бородатое лицо человека, проступающее на фоне газеты. По тексту газеты, рассказывающему о репрессиях духовенства, становится ясно, что это — священник. На лице его лежит печать страданий и мучений, но так же в нем видны вера и глубокая убежденность в том, что с этой верой переживет всё. А если не переживет он — сама вера и Церковь все равно будут жить.
Третий цикл — «Вопросы без ответов» — посвящен, в некотором роде, поискам смысла жизни, законов бытия, причин и следствий наших поступков, вопросам этики и морали, которые художник задает своим современникам. В нем Иван Старушкин поднимает, в частности, немаловажный вопрос связи поколений, отношения детей и родителей.
Последний цикл картин художника — «Великие музыканты». Кроме живописи, у Ивана Старушкина была еще одна страсть в жизни — музыка, которую он любил всем сердцем. Музыка всегда звучала в его мастерской во время работы: Бах, Бетховен, Моцарт, Чайковский, из современных авторов — Окуджава. Выразить свое почтение великим творцам Иван Семенович решил через серию портретов: цветных и ярких, где каждый композитор изображен по-своему, с помощью особенных художественных техник.
Пожалуй, лучшей характеристикой работ Ивана Старушкина служат строчки в книге отзывов с одной из немногочисленных прижизненных выставок живописца в Абакане: «Дорогой художник! Низкий вам поклон за талантбыть человеком, понимать человека, воспитывать человека. Все это прекрасно, загадочно и жутко. В ваших работах есть тайна и жизнь, ваши картины о войне — как удары сердца. Господи! Неужели это все написано одним сердцем и двумя руками?».
Организатор выставки, историк Церкви и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Викторович Малашин, говорит:
— Все в этом мире совершается по промыслу Божиему, и ничего случайного не бывает. И то, что именно в этом году, накануне 75-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне мы делаем эту выставку — это абсолютно правильно.
Мы хотим, чтобы у нас на выставке были в витринах определенные вещи, создающие ту самую эпоху, и звучала музыка с пластинок. Еще мы будем показывать в конце каждой экскурсии документальный фильм, над которым сейчас работаем, посвященный Старушкину и его эпохе. И я хочу, чтобы в этом фильме были маленькие фрагменты художественных фильмов о войне — тех, где она показана через судьбы ровесников Ивана Старушкина, каким он был в годы Великой Отечественной.