Статьи

Православная неделя с 30 сентября по 6 октября: святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, мученик Михаил Черниговский, пророк Иоанн Предтеча и святитель Иннокентий Московский

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 30 сентября — 6 октября в 2019 году — шестнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

30 сентября (17 сентября по ст.ст.). День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)

При жизни трех дочерей верующей римской аристократки Софии называли греческими именами: Пистис, Элпис и Агапэ. Уже спустя века их переведенные имена, символизирующие основные христианские добродетели, были включены в славянские месяцесловы.

Святые мученицы стали жертвами ранних антихристианских гонений, развернутых при императоре Адриане (правил в начале II века).

Согласно преданию, правитель лично решил отвратить Софию и ее дочерей от веры во Христа, сначала суля им щедрые дары, а затем — угрожая муками и смертью. Но ответом на все посулы и угрозы был решительный отказ отважной женщины и ее дочерей.

В итоге, разгневанный император приказал последовательно казнить всех трех дочерей Софии. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама. Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры.

Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Красноярске освящен храм при Краевой клинической больнице № 1.

3 октября (20 сентября по ст.ст.). День памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245)

Современный историк Дмитрий Володихин так характеризует князя Михаила Черниговского: «Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке».

Действительно, князь Михаил кажется лишь одним из многих правителей периода феодальной раздробленности на Руси. Он враждовал с другими князьями, ненадолго даже занимал вожделенный многими киевский престол, пытался противостоять монгольским захватчикам, неудачно силился уговорить европейских правителей выступить вместе против кочевников.

В 1240-х отчаявшийся прогнать захватчиков, уже немолодой князь Михаил вернулся править в родные земли, оказавшиеся под монгольским игом. Для этого нужно было получить ярлык на княжение от захватчиков. Михаилу и сопровождавшему его боярину Феодору приказали перед тем, как идти к хану, пройти через костер, чтобы «очиститься» от злых намерений и поклониться языческим монгольским идолам.

Князь Михаил и боярин Феодор отказались это сделать, заявив жрецам, что поклоняются только Богу, Творцу мира. Несмотря ни на какие уговоры и угрозы два христианина не стали поклоняться идолам. После долгих мучений оба были казнены. Их прославление в лике святых состоялось в конце XVI века.

6 октября (23 сентября по ст.ст.). Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Этот праздник — один из семи в церковном календаре, связанных с именем Иоанна Крестителя. Он напоминает о хронологически самом раннем событии, связанным с жизнью пророка.

Праздничный сюжет во многом похож на рассказ о том, как на свет появилась Пресвятая Богородица. Родители Иоанна Предтечи — праведные Захария и Елисавета — так же, как и Богоотцы Иоаким и Анна долгое время были бездетными, что считалось позорным в древнееврейском обществе.

Однако, как повествует евангелист Лука (Лк. 1), когда Захария совершал служение в храме (он был священником), ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, которого надо будет наречь Иоанном («Милость Божия»). Немолодой уже мужчина смутился и не поверил архангелу. За это он был наказан временной немотой — вплоть до рождения ребенка.

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которого счастливые родители нарекли Иоанном — в нарушение древнеиудейских обычаев, строго закреплявших за каждым родом перечень определенных имен.

Интересно, что праведная Елисавета приходилась родственницей Пречистой Деве Марии. Женщины встретились однажды, когда Елисавета уже была беременна; «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41). Таким образом, своей матери Иоанн предсказал пришествие в мир Спасителя, еще будучи в утробе.

В этот же день — Прославление святого Иннокентия, митрополита Московского (1977)

Митрополит Иннокентий (в миру — Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), выходец из бедной семьи жившего близ Иркутска церковнослужителя, вошел в историю как просветитель восточных окраин Российской империи.

Владыка Иннокентий — это первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Наряду с последним считается основателем города Благовещенска.

Святитель прославился тем, что сумел обратить в христианство множество местных жителей, и в тоже время всегда уделял большое внимание сохранению их традиционной культуры. Прививая новую веру, создавая на Аляске школы по европейскому образцу, святитель Иннокентий стремился сохранить и традиционные корни индейской культуры, наполнив их новым христианским смыслом. Заботясь о своей пастве, владыка активно способствовал тому, чтобы коренных жителей прививали от оспы. И это несомненно ему удалось: память о нем жива и сегодня не только на русском Дальнем Востоке, но и на Аляске.

Последние 11 лет своей жизни святитель провел в Москве, став, по решению Синода, митрополитом Московским. 6 октября 1977 года был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.