Статьи

Забытые купола: как восстанавливают древние церкви в Красноярском крае

В Красноярском крае почти в каждом старом селе и деревне есть церковь. Это неудивительно, ведь в царской России храм — практически первое, что строили в любом населенном пункте. В советское время буквально с лица земли пытались стереть и религию, и любую память о ней — церкви разоряли, приходы разгоняли. Но в последние годы проблему разрушенных исторических зданий начали понемногу решать. Newslab побывал в трех разных храмах в окрестностях Красноярска и посмотрел, как проходит их реставрация.

Глядя на старые фотографии, сложно представить, что эта красивая церковь еще недавно была в руинах

Троицкая церковь (с. Частоостровское)

Село Частоостровское находится в 50 км от Красноярска и было основано в середине XIX века казаками. Троицкая церковь стоит практически в его центре, ее темно-зеленые купола видно при въезде в село. Церковь заложили здесь в 1812 году, и это единственная церковь в Восточной Сибири, которая имеет овальную форму.

После Октябрьской революции здание частично разобрали. Его пытались разрушить и полностью, даже хотели взорвать и завезли динамит, но кладка оказалась слишком прочной — основание церкви устояло. В 30-е годы ее просто закрыли , с колокольни сняли колокол. Постепенно из храма вынесли иконы, книги, растащили ограду и кирпичи. С 60-х годов церковь была заброшена.

Настоятель церкви — отец Андрей Кручинкин, вместе с семьей он переехал в Частоостровское несколько лет назад. Говорит, прихожан здесь немного — в обычный день приходит 10-15 человек, но в праздники в церкви людно. Часто сюда заглядывают туристы и паломники. Кроме дел церковных, отец Андрей занимается историей и археологией, при музее есть своя небольшая коллекция ценных находок.

Церковь Параскевы Пятницы (с. Барабаново)

Эта церковь (от Красноярска до нее 60 км) известна многим путешественникам. Любители исследовать родные края навещали ее еще в период заброшенности. А запустение царило здесь вплоть до начала 2010-х.

Церковь решили построить в середине XIX века жители четырех деревень — Карымской, Шивера, Додоново и Барабаново. Строительство завершили в 1857 году. Для храма выбрали образцовый проект — очень похожий на церкви русского Севера ХVII-ХVIII вв.

С первого взгляда удивляют размеры строения — для небольшого села она достаточно большая, внутри очень просторно. В 30-х церковь Параскевы Пятницы закрыли, превратив в сельскохозяйственный склад. Потом она долгое время была заброшена. Как видно, ломать или сносить ее, к счастью, не пытались, но время сделало свое дело, и многое здесь разрушилось само. Какой-то период навещали Параскеву только волонтеры и неравнодушные прихожане, хотя многие историки и реставраторы говорили о ее ценности и призывали обратить внимание. С годами степень ее разрушенности превысила 50 %.

Церковь в Барабаново с первого взгляда напоминает карельские Кижи. Архитекторы предполагают, что за основу сибирского храма были взяты проекты Русского Севера. Кто-то несколько лет назад выдумал, что церковь в Барабаново построена без единого гвоздя, но на самом деле это не так.

Сейчас церковь отдана в ведение настоятеля Алексея Язева. Он начал приводить церковь в надлежащее состояние и спасать от полного разрушения.

— Чего тут до нас только не было — и наркоманы, и оккультисты, и бездомные. Мы столько мусора вынесли, столько людей выгнали отсюда. Вот сейчас приводим церковь в более-менее надлежащий вид, — рассказал отец Алексей в беседе.

Процесс восстановления церквей — долгий, хлопотный и главное — затратный. Прежде всего, еще с советских времен тянется история с собственностью: Какие-то объекты переданы в собственность епархий разного уровня, какие-то — нет. Некоторым строениям даже не присвоен статус памятника культурного наследия. Отдельно стоит вопрос финансирования — кто должен выделять деньги на реставрацию религиозных объектов в светском государстве? Однозначного ответа нет.

К реконструкции церкви в Барабаново привлекают все возможные источники. Отец Алексей Язев настаивает на тщательности реставрационных работ.

— Церковь уникальна, поэтому она требует очень внимательного подхода. Хочется сохранить здесь все в максимально первозданном виде — все стройматериалы, всю отделку. Это „сложная“ церковь. Чтобы просто укрыть крышу профлистом и спасти от затоплений, ушло много материала: все башни сложной формы, вырезать пришлось из больших листов, а все остальное — на выброс. Иной раз подрядчики даже за деньги не хотят браться — слишком хлопотно, — говорит отец Алексей.

Это лишь некоторые данные сметы по реставрации церкви Параскевы Пятницы. В среднем, на восстановление объекта потребуется несколько десятков миллионов рублей.

Церковь Троицы Живоначальной (с. Сухобузимское)

Церковь в селе Сухобузимское (находится в 30 км от Красноярска) была заложена еще в 1793 году, ее можно назвать одной из самых древних в крае. Само здание имеет два этажа: первый этаж — теплый, для зимы, а второй считается летним. Церковь освятили в 1817 году.Как отмечают архитекторы, композиция Троицкой церкви типична для строительства в Приенисейском районе рубежа XVIII-XIX веков, похожая церковь есть в Емельяновском районе. По форме она вытянута и выглядит как ковчег.Церковь, как и само село Сухобузимское, известна еще и тем, что здесь все свое детство провел известный русский художник Василий Суриков. Его дом находился недалеко, а прямо на территории храма есть могила отца художника — Ивана Васильевича Сурикова.

— Сейчас здание законсервировано: в нем сделали временную крышу, окна и двери заколочены. Кирпичные своды внутри сильно разрушены и могут осыпаться в любой момент. Здание причислили к объектам культурного наследия, и его реставрация — только вопрос времени. Мы заказали проект, и можем только ждать, — рассказывает настоятель отец Олимпий Богинский.

Как и многим другим церквям и объектам культурного наследия, Троицкой церкви не хватает денег и времени. Процесс принятия решений и поиска ресурса на восстановление идет очень медленно. Остается надеяться, что церковь доживет до полной реставрации, не разрушится и не утратит свою красоту и величие.

За восстановление церкви выступают и местные жители. Несколько лет назад здесь проводили акцию — можно было за любые деньги купить кирпич, написать свое имя и вместе с другими построить стену церкви. К символической закладке присоединились десятки сухобузимцев.

Разоренных церквей в Красноярском крае десятки. К сожалению, реставрация светит далеко не каждой, многие так и стоят памятниками той, дореволюционной России — разрушающимися и забытыми. Но некоторым храмам все же повезло — к их благоустройству приступили или приступят в ближайшие годы. Как знать, может, еще на наших глазах к ним вернется былая красота и архитектурная мощь.