Андрей Манылов, фотографии автора
Самое удивительное в моей поездке осенью 2018 года на мотоцикле к мощам святителя Николая Чудотворца в итальянский Бари — это то, что она была спонтанной.
Обычно, собираясь и не в столь далекие путешествия, принято просчитывать всё до мелочей. А я же, даже уже оставив позади Красноярск, не мог понять, решусь ли добраться до конечной точки своего пути. И, конечно, я и надеяться не мог, что посещу столько святых мест в нескольких разных странах и встречу так много добрых и светлых людей. Кому-то мое путешествие может показаться сплошным набором одних случайностей. Но я, осознавая и будто переживая заново всё то, что было со мной прошлой осенью, понимаю: ничего случайного тогда не было. Меня вел Господь, меня вел сам Николай Чудотворец.
***
Как такая идея вообще пришла мне в голову?
Началось всё с земного и понятного — интереса к мотоциклам. За рулем я давно, и умею ездить не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, и на другой спецтехнике. А мотоцикла никогда не было, и весной 2018-го у меня неожиданно проснулся острый интерес именно к этому виду транспорта. Я прошел положенный курс обучения, приобрел себе свой мотоцикл (Yamaha FJR 1300), начал его осваивать. Сначала — в городе, потом — съездил на нем вместе с друзьями в Тыву, затем — на Байкал…
Достаточно быстро я совсем освоился на «железном коне». Возникло смутное, неосмысленное желание использовать новое хобби для чего-то, что было бы полезным для души. Например — съездить к чтимой православной святыне.
Почему именно к мощам святителя Николая? Так сложилось, что именно в Никольской кладбищенской церкви меня в 1988 году крестили еще ребенком. А спустя годы, будучи уже взрослым, в этой же церкви я стал осознанно воцерковляться. Получается, что святой Николай словно вел меня к Богу всю жизнь. Вот и мне захотелось приехать к нему, к его честным останкам. Но, повторюсь, это не было до конца осознанным решением. Путь в далекую страну, через огромное расстояние… Неизвестно, что там меня может ждать. Сердце говорило, что всё реально, всё достижимо, но разум какое-то время ему не верил. Знаете, это как в пасмурный день солнечные лучи с трудом пробивают низко нависшие облака. А потом эти тучи всё-таки разошлись. 17 августа я отправился в путь.
***
Но даже оставив позади за горизонтом Красноярск, я совсем не был уверен, что доеду до Бари.
Прежде всего, у меня не было даже пресловутого «шенгена», без которого нельзя попасть в государство-член Евросоюза. Конечно, нужные документы я перед отъездом отдал в один визовый центр, попросил отправить их потом маме, ну а уж потом через нее они как-нибудь да попадут ко мне, — вот так, наверное, по-детски наивно я тогда рассуждал, уповая больше на Божие провидение.
Так куда я тогда устремился? В место, по-особенному святое для каждого верующего красноярца — Симферополь в Крыму, где покоится любимый всеми нами святитель Лука (Войно-Ясенецкий), к слову, когда-то служивший в храме, прихожанином которого я и являюсь. А потом можно и весь Юг России объехать, и Абхазию, если с «шенгеном» ничего не выйдет. Вот так я рассуждал, прежде чем поехал в неизвестное.
А в дороге я старался не тревожить себя лишними мыслями, наслаждаться летним теплом и не пропускать ни одного храма, что попадался мне по пути. Много мне встречалось и старинных церквей, и хороших батюшек вместе с приветливыми прихожанами. Наверное, только одного бы этого мне хватило, чтобы признать свое путешествие состоявшимся.
***
В Крым я прибыл к Успению Божией Матери — 28 августа.
Погода стояла отличная, на небе — ни облачка. Как сейчас помню Симферополь, широкие бирюзовые купола Свято-Троицкого собора, искусно украшенного мозаикой у входа, длинную колонну верующих — все с трудом уместились за Литургией в храме. Кстати, именно туда еще в 1996 году перенесли честные останки святителя Луки.
Тогда в Крыму, в Ялте, как раз отдыхали мои друзья со своими детьми. Я примкнул к ним и несколько дней наслаждался беззаботным отдыхом у моря. Конечно, я старался находить время для посещения святынь православного Крыма, для молитвы, Причастия. Но то, о чем я так горячо, пусть и несмело мечтал — Бари, старинная базилика с мощами Николая Чудотворца — вновь мне казалось будто недостижимым. И я вновь старался не тревожить себя лишними переживаниями: как Господь управит — так и будет. На всё Его воля.
И в один из этих беззаботных дней мне и позвонила мама. Выяснилось, что документы мои, необходимые для того, чтобы законно попасть в Италию, уже сделаны и у нее на руках. И даже есть один из наших друзей, готовый доставить их мне: тому по каким-то своим делам нужно было лететь в Краснодар.
Думаю, не надо объяснять, как я тогда был рад. Не теряя лишнего времени, я тут же устремился на берега Кубани. Получив загранпаспорт с долгожданным «шенгеном», я поехал дальше на юг — в Грузию.
***
Здесь хотелось бы остановиться на одном эпизоде, глубоко тронувшем мою душу. В начале сентября — это было 3-е или 4-е число, я проезжал через Северную Осетию. Думал только о том, как бы скорее достичь грузинской границы, следил за прямой линией пути и не очень-то интересовался тем, что оставалось в стороне. И вот я вижу — город Беслан; это слово стало почти что нарицательным в своей скорби для каждого жителя России. Повторюсь, что стояли как раз первые осенние дни; ровно четырнадцать лет название этого маленького осетинского городка стало известным всему миру.
Я уже говорил, что всю дорогу в самых разных местах и странах мне неизменно встречались хорошие люди. Так было и здесь, в Беслане. Я ходил тогда по главной городской площади, интересовался темой той страшной трагедии 2004 года, задавал людям вопросы. И неожиданно один из моих новых знакомых — молодой осетин Зелим — сказал, что может отвезти меня и к зданию той самой школы, и к «Городу ангелов» — так в Беслане называют кладбище детей, погибших в том теракте.
Впечатления от посещения руин бесланской школы № 1 — невероятные по своей силе. Ты смотришь на обгорелые стены и словно разделяешь боль сотен ни в чем не виновных взрослых и детей. У меня даже дыханье сперло, когда мы еще только подходили к школьным воротам. А уже там, внутри, слезы текли рекой. Душа была сотрясена.
Знаете, я убежден, что, посещая такие места, ты словно очищаешь душу, ты осязаешь добро и зло. Дети Беслана после того дня для меня стали словно родными, я постоянно молюсь Богу о них.
***
А потом была Грузия — солнечная, яркая, гостеприимная. Я остановился в городке Мцхета, у давнего знакомого дяди Давида — или Дато, как сокращают это имя сами грузины.
Мцхета — это не просто красивое местечко посреди величественных Кавказских гор. Мцхета — древнейший грузинский город, самая первая столица страны. Я бы еще назвал ее православной столицей Грузии. В Мцхете и вокруг нее осведомленный паломник может помолиться едва ли не у десятка православных святынь, история каждой из которых насчитывает многие столетия. Это и кафедральный собор Светицховели (именно там хранится Риза Господня), и монастыри Джвари и Самтавро, и древняя обитель Шиомгвиме.
А совсем рядом, в Сигнахи, в Бодбийском женском монастыре можно молитвенно приложиться к мощам самой равноапостольной Нины — покровительницы всей Грузии. Съездил я в Тбилиси — на Литургию Патриаршим чином. К Святейшему Владыке Илие II у грузин в прямом смысле слова патриархальное отношение — как к почтенному старцу, главе семейства. Если послушать местных жителей, то чуть ли не каждый второй-третий знает его лично.
А сами грузинские храмы сперва кажутся совсем непохожими на наши. Более, что ли, величавые в своей строгой простоте. Только преступишь порог — и буквально ощущаешь на себе дух намоленности. Осознаешь, что их построили еще в те времена, когда христианство было совсем молодым. Но только начинается Литургия, раздаются церковные возгласы и песнопения — и ты понимаешь, что это всё тот же родной православный мир. Грузия — это идеальная страна для путешественника. Всё тут просто, всё душевно и как-то подомашнему. Едва ли не каждый грузин считает своим долгом помочь путнику — если не накормив, то хотя бы советом, указав путь. Я не преувеличиваю: за неделю пребывания в этой стране я почти не пользовался навигатором — каждый встречный с охотой указывал верную дорогу.
Еще одна приятная особенность Грузии — это почти полное отсутствие всякой преступности. Здесь ты забываешь о том, что на свете вообще есть мошенники или ворыкарманники. Местные автолюбители, например, без опаски оставляют все документы и ценные вещи прямо на передних панелях своих машин.
***
В общем, в Грузии оставаться можно было еще хоть на месяц. Но я помнил о конечной цели своего путешествия — в Бари меня ждал святитель Николай Чудотворец. Значит, надо было снова ехать на юг — теперь уже в Турцию. При переезде через грузино-турецкую границу со мной произошел еще один случай, о котором я бы тоже хотел рассказать.
Основной пункт перехода с территории одного государства в другое стоит между местечек Тюркгюзю — Вале. И тем сентябрьским днем я прибыл туда, не ожидая никакого подвоха. Турецкие таможенники были вежливы, но пускать к себе в страну почему-то долго не соглашались. Я прождал несколько часов, пока они на ломаном английском объяснили: мол, у вас проблемы со страховкой. «Выходит, мне к вам в Турцию нельзя?», — спрашиваю я. «Почему, нет, езжайте по грузинской территории дальше, на восток. И там, у Карса, вас пустят в Турцию».
Думаю, вы можете представить мое недоумение. Через одно КПП мне границу пройти нельзя, а через другое — можно? Конечно, Восток — дело тонкое, но настолько… Вдобавок ко всему, уже был довольно поздний вечер, смеркалось, а про ту самую дорогу я слышал уже раньше в Грузии. Знакомые рассказывали, что она старая и извилистая, что по ней даже жители окрестных сел стараются не ездить. Но я положился на волю Божию и отправился в путь. Мои грузинские друзья нисколько не преувеличивали: старая дорога с неважным покрытием петляла промеж зловещих скал, освященных лишь полным в ту ночь диском луны. А встреченные машины действительно можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Я смиренно вел свой мотоцикл дальше, не прекращая молиться святому Николаю. В памяти вдруг всплыло одно из многих местных преданий — что где-то вот здесь, у теперешней границы Турции с Грузией когда-то шли и останавливались ночевать апостол Андрей и равноапостольная Нина. И еще через час пути мой разум словно осветило новое знание — это место здесь, я только что проехал мимо него. Это было именно знание — такое, знаете ли, холодное и свободное от эмоций. Словно СМС-сообщение. Но оно будто мне придало сил, укрепило уверенность в том, что там, у Карса, всё сложится как надо.
Так и вышло — сонные турецкие таможенники пропустили меня к себе в страну без лишних вопросов. Не буду кривить душой: отдельно меня порадовало то, что пошлину с меня там взяли вдвое меньшую, чем полагалось у Тюркгюзю — Вале.
***
В Турции останавливаться смысла я не видел. Максимально быстро ее проехав, я оказался в Греции. Нет нужды говорить, о чем мечтает каждый православный, вдруг оказавшийся в этих края. Вот бы посетить Афон — Святую Гору, обитель Пресвятой Богородицы! Сделать это не так-то просто: требуется особое разрешение — димитрион. Зная традиционную греческую неторопливость, многие иностранцы подают нужные для этого документы чуть ли не за год до самой поездки. Приехав в Грецию где-то в середине сентября, я мог только пенять на свою недогадливость. И почему я не мог подумать обо всем этом заранее в Красноярске?!
Но сдаваться я не собирался: направился в городок Уранополис — эдакие «врата» Афона во внешний мир, подал там всё необходимое для димитриона, заучив на греческом простую фразу: «Я хочу на Афон». И — о чудо! — всё получилось и на этот раз. Мне сказали, что мой димитрион будет готов через какие-то четыре дня — как раз на Рождество Пресвятой Богородицы…
…Рассказывать об Афоне можно часами, не рассказав при этом ничего. Я не знаю слов, какими можно описать ощущения от самого пребывания на этом месте. Ты, конечно, еще не на Небе, но уже и не на земле. Маленький сонный Уранополис после нескольких дней на Святой Горе показался все равно что огромным шумным мегаполисом с пробками и смогом — настолько огромен контраст между жизнью монашеской и жизнью мирской. При этом, монашеская смиренность не избавляет иностранца на Афоне от известной специфики греческого национального характера. Например, одну и ту же особо чтимую святыню (вроде десницы святого Георгия Победоносца) вам в одном и том же монастыре могут отказать вынести для молитвы несколько раз. А потом — внезапно согласиться.
Побывав в нескольких других святых местах Греции (обителях Метеоры, острове Корфу, где хранят мощи Спиридона Тримифунтского) и Черногории, я поехал на Балканы. Там, из хорватского Дубровника, я буквально последним в тот день паромом чудом успел отправиться в долгожданный Бари…
***
И вот я у заветной цели своей поездки — базилики Святого Николая в Бари. Первое чувство — нереальность происходящего. Я просто не мог поверить в то, что у меня всё получилось! Почему-то в то мгновенье вспомнилось, как я привез сразу после покупки свой мотоцикл в свой родной Никольский храм на старом красноярском кладбище. Казалось невероятным, что можно так же просто взять его и припарковать у вожделенной базилики и потом зайти туда.
Сами мощи святого хранятся в крипте — подземной части храма, если по-простому. Я знал, что к самим мощам доступ закрыт, прикладываться можно только к плитам, за которыми от посторонних глаз сокрыта святыня. Меня это нисколько не разочаровало: само пребывание в этом месте было сродни молитве. Нередко люди жалуются, что не могут «настроиться» на молитвенное состояние. А вот там было невозможно с него сойти, подумав о чемто суетном и преходящем. Тихая и спокойная радость, — вот что я испытал, достигнув конечной цели своего путешествия.
Святитель Николай всегда был особым святым для меня. А с этого же дня я будто на новом уровне чувствую его участие в своей жизни; это не просто чувство, это твердое осознание того, что отныне он со мной каждую минуту.
Рассказ записал Максим Рычков