Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 26 августа — 1 сентября в 2019 году — одиннадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
28 августа (15 августа по старому стилю). Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Успение Божией Матери завершает круг двунадесятых праздников Церкви, поскольку начало нового церковного года (индикта) приходится на 14 сентября по новому стилю. Праздник Успения — непереходящий, каждый год он подводит черту под двухнедельным Успенским постом.
Само старославянское слово «успение» означает «смерть» или «кончину». Почему же православные празднуют кончину Божией Матери? Разве такое событие может быть поводом для торжества?
Прежде всего, надо понимать, что Успение Небесной Владычицы — это не смерть в нашем обыденном представлении. Согласно Преданию Церкви, за три дня до этого Богоматери явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящей встрече с Сыном — Господом Иисусом Христом. После кончины Пречистой Девы апостолы погребли Ее тело в Гефсимании, там же, где покоились Ее родные. Но уже спустя три дня гробница Пресвятой Богородицы была пуста: Господь вознес Ее на Небо. Поэтому для верующих православных это торжество служит лишним напоминанием о вечности жизни и грядущей после земной кончины встрече со Спасителем.
В день Успения Божией Матери в Красноярской епархии престольное торжество встречают Успенский мужской монастырь города Красноярска и Успенский храм поселка Балахта.
29 августа (16 августа по старому стилю). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа
В этот праздник Церковь вспоминает события, произошедшие в Византийской империи в середине X века. Самодержец Константин Багрянородный пожелал перевезти в Константинополь из арабского города Едессы хранившийся там Убрус — Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа. Император выкупил святыню у мусульманского правителя города и перенес ее в свою столицу.
Происхождение Убруса относится еще к более давним временам — годам земного пути Господа. По преданию, узнав о Его чудесах, в Иисуса Христа как в Сына Божия уверовал страдавший проказой сирийский царь Авгарь и написал послание с просьбой прийти и исцелить его. Спаситель в ответ передал для Авгаря краткое письмо и убрус (холст, полотенце), которым отер Свое лицо, после чего на том отпечатлелся Его Божественный Лик. От полученной святыни сирийский царь и получил исцеление.
О последующей судьбе Убруса существует несколько преданий. По одному его похитили латиняне-крестоносцы, но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан в середине XIV века в Италию. В русской традиции Нерукотворный Образ пользовался неизменным и благоговейным почитанием. Его нашивали на знамена войск, а верующие при входе в храм читали тропарь святыне.
31 августа (18 августа по старому стилю). Празднование иконе Божией Матери «Всецарица»
Этот лик Божией Матери, написанный в XVII веке на Святой Горе Афон, известен всему православному миру благодаря связанным с ним чудесами.
По преданию, первым чудом «Всецарицы» стало избавление одного человека от преследовавших его диавольских сил. Но, в первую очередь, икона прославилась тем, что по молитвам ей немало верующих обрели и продолжают обретать исцеление от онкологических заболеваний.
Икону «Всецарица» сравнительно легко отличить от других ликов Небесной Владычицы. Пресвятая Дева Мария восседает на царском троне в центре иконы, облаченная в багряное одеяние, и держит в руках Богомладенца. На заднем плане — два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пресвятую Богородицу. Икона «Всецарица» относится к типу Панахранта — «Пренепорочная», «Пречистая», в переводе с греческого. Главной особенностью ликов Небесной Владычицы подобного вида является то, что Божия Матерь изображается восседающей на престоле, символизирующем царственное величие, с Младенцем Христом.
В пределах Русской Православной Церкви насчитывается около 50 храмов в честь этой иконы. Один из них находится на территории Красноярской епархии — это церковь иконы Божией Матери «Всецарица» при красноярском Успенском мужском монастыре.
Также в этот день — память мучеников Флора и Лавра (II)
Этих братьев-святых и по сей день особо почитают в сельской местности — как покровителей домашнего скота, в первую очередь — лошадей.
Флор и Лавр приняли свой мученический подвиг во II веке после Рождества Христова. Они были подданными Римской империи, жили в провинции Иллирик — на Балканском полуострове. Оба с малых лет исповедали христианство.
По преданию, Флора и Лавра — каменщиков по профессии — позвали работать на строительстве языческого храма. Но в недостроенном здании они сначала собрали единоверцев-христиан на общую молитву, а затем разбили стоявшие рядом невнесенные в храм идолы. Флор и Лавр были после этого арестованы. Братья исповедали себя христианами перед правителем, после чего их бросили в колодец и засыпали землей.
В православной русской традиции принято полагать, что после обретения мощей святых в той местности, где они жили и приняли смерть, прекратился падеж скота. Поэтому мучеников Флора и Лавра в иконописи нередко изображали с лошадьми, а особенно святых братьев почитали именно жители сельской местности, русские крестьяне. Так, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого Пьер Безухов в день «лошадиного праздника» из уст Платона Каратаева слышит простодушную молитву «Фролу и Лавру».