Говоря о значении Енисейска для истории нашего края — как церковной, так и светской — митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон назвал этот город «нашим сибирским Иерусалимом»:
— Без вклада жителей Енисейска и Сибирь, и Дальний Восток не могли быть освоенными, не стали бы никогда частью России. <…>А вдохновляющей силой для этих отважных людей, первопроходцев служило Православие. И это находило отражение в архитектуре — в этих прекрасных храмах, архитектурных памятниках, красотой которых мы восхищались сегодня.
И это действительно так. Сейчас Енисейск — с виду тихий небольшой городок у берегов великой реки. Но при этом — он и живой памятник тем временам, когда необъятные просторы Сибири еще только-только осваивались первыми поколениями русских поселенцев. И сосредоточением этого духа — духа свободы, отваги, желания самоотверженно послужить Отечеству — служат православные храмы и монастыри Енисейска.
Богоявленский собор
Этот собор — памятник архитектуры, объект культурного наследия федерального значения (с 1995). Его построили в 1708–1712 годах взамен прежней деревянной церкви. Работы выполняла артель из 12 местных мастеров под началом московского зодчего Федора Чайки.
Интересно, что изначально храм имел нехарактерную для сибирского церковного зодчества особенность — он был одно–, а не пятиглавым. Но впоследствии собор несколько раз пришлось перестраивать — после разрушительных пожаров 1778 и 1869 годов — и эта черта была утрачена.
Богоявленский собор исторически считался важнейшим православным храмом Енисейска. Здесь действовала библиотека, оказывалась помощь всем неимущим горожанам.
В годы советского богоборчества храм был отобран у верующих и частично разрушен. Известно, что кирпичи из исторического здания речным путем отправили в Игарку, где использовали для строительства жилых домов. Остатки здания использовались как котельная.
В 2016–2019 годах Богоявленский собор был восстановлен. Для этого было изготовлено 50 тысяч резных кирпичей более ста разновидностей. Также строители восстановили уникальный 11-метровый купол исторического здания — единственный подобный за Уралом. Храм после освящения станет кафедральным собором Енисейской епархии.
Одинокий монах у берега Енисея
Общеизвестный факт: Енисейский острог был заложен в 1619 году. Но гораздо меньше людей знают, что строили его уже не на совсем пустом месте. Еще в 1592–1593 гг. сюда, откуда-то из Центральной России, пришел инок Тимофей (Иванов).
До сих пор загадками остаются его хоть сколько-нибудь приблизительные дата и место рождения — не говоря уже о более основательных биографических сведениях. Говорили только, что был Тимофей учеником самого преподобного Нила Сорского. Но потом в сердце монаха укрепилось желание уединенной молитвы в удаленном месте, и он отправился в Сибирь.
Успенский собор
Двухэтажную кирпичную церковь на стыке стилей барокко и классицизма возвели в 1793–1818 годах.
Строительство растянулось на четверть века из-за того, что проект собора несколько раз подвергали серьезным изменениям. Однако итоговый результат полностью оправдал работу проектировщиков: Успенский храм воспринимался в Енисейской Сибири XIX века как образцовый, с использованием его проекта в губернии построят еще 13 церквей.
Изо всех енисейских храмов именно Успенскому больше всего посчастливилось в годы советского атеизма. Его, правда, закрыли в 1937 году (власти тогда устроили в церкви авиаклуб и общежитие для ссыльных), но уже в 1946-м снова вернули верующим. Однако полностью исторический облик собору вернут лишь в 2008 году.
Яркой достопримечательностью собора служат захоронения почетных граждан Енисейска, священнослужителей и меценатов Успенской церкви на прихрамовой территории.
Тимофей поселился в непроходимых лесах и болотах на месте будущего монастыря в окрестностях нынешнего Енисейска, устроив свою келью на расстоянии полуверсты от Енисея. Со временем здесь стали находить пристанище другие, кто искал иноческого смирения и молитвы за мир. Сложилась монашеская община, которую с полным правом можно назвать предшественницей будущей Спасской обители.
А уже спустя четверть века здесь появятся казаки-первопроходцы. Будет заложен Енисейский острог. Его основателями принято считать боярского сына Петра Албычева и стрелецкого сотника Черкаса Рукина. Памятник этим двум первопроходцам и иноку Тимофею — по эскизу красноярского скульптора Константина Зинича — в городе установили в ноябре 2017 года.
Сибирская столица
Первые десятилетия истории Енисейска поражают своей насыщенностью и известной противоречивостью. С одной стороны, это место на самой окраине страны манило людей отчаянных, лихих, не страшащихся ничего. Многие енисейцы не боялись идти в поисках богатства (его мог принести, в первую очередь, пушной промысел) и стремлении открыть новые земли дальше на восток — к просторам Якутии, Забайкалья и Дальнего Востока. Достаточно вспомнить, что прошедший Берингов пролив за 80 лет до самого Беринга русский первооткрыватель Семен Дежнев был именно енисейским казаком.
Спасо-Преображенский мужской монастырь
История этой обители неотделима от истории Енисейска в целом: она берет начало еще в первой половине XVII века. Однако долгое время все здания монастыря оставались деревянными. И лишь в 1730-х здесь началось каменное строительство. Первым каменным зданием монастыря стал величественный Спасский собор — яркий образец сибирского барокко.
За ним настал черед и других зданий; яркой достопримечательностью выступили величественные ворота с церковью праведных Захарии и Елисаветы — родителей Иоанна Крестителя. Архитектурный комплекс енисейской обители стал первым подобным в Сибири. Сам же Спасо-Преображенский монастырь воспринимался несколькими поколениями сибиряков как величайшая святыня, один из центров Православия в масштабах всей азиатской части России.
Судьба монастыря в ХХ веке была страшна. Еще в 1923 году его закрывают богоборческие власти. В годы «большого террора» территория обители становится расстрельным полигоном НКВД. В постсталинском СССР здесь успеют разместить овощную базу, котельную и пивной завод. Богослужение в монастыре возобновилось только в 1990 году. Возрождение же Спасо-Преображенской обители растянется более чем на два десятилетия.
Сибирь была совсем не обжита, а суровые обстоятельства жизни порождали суровые нравы. Летописные свидетельства полны сообщениями о злоупотреблениях того или иного должностного лица (нередко — с последующим самосудом), конфликтах енисейцев с коренными этносами или даже другими русскими поселенцами.
С другой стороны, с самых первых лет городской истории ощутимым было присутствие Православной Церкви, умягчавшее нравы первопоселенцев. С 1623 года начинается история женского Христорождественского (ныне — Иверского) монастыря. В 1642 году официально подтверждается статус мужской Спасо-Преображенской обители — фактически существовавшей, как мы знаем, уже полвека.
XVIII век становится периодом расцвета Енисейска. В ту пору город можно смело назвать фактической столицей Сибири (административно таковой все еще считался скорее уральский Тобольск). Именно здесь был центр пушного и рыболовного промыслов: каждый год в августе, в канун Успения Божией Матери, здесь проходила крупнейшая во всей азиатской части страны ярмарка.
Свято-Троицкий храм
Эту церковь многие — как специалисты-архитекторы, так и простые верующие — считают красивейшей в Енисейске. Ее построили в 1772–1776 годах. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни отличались тонко найденными пропорциями и выразительностью силуэта. Изнутри же церковь украшали искусно выполненные архитектурные элементы. Именно по образцу этого храма в конце того же XVIII века в Красноярске енисейские мастера построят Покровский собор.
Этой изящной церкви особенно не повезет в годы «воинствующего атеизма». Ее практически полностью разрушат, а оставшийся первый этаж переоборудуют в гараж. От некогда роскошного убранства Свято-Троицкого храма не оставалось почти ничего. Тем не менее, именно эту церковь перед юбилеем Енисейска удалось восстановить в прежнем великолепии быстрее многих других объектов
Еще в первой половине XVIII века здесь начинают строить каменные здания. И неудивительно, что первыми из них стали церкви: Богоявленский и Успенский соборы, Свято-Троицкий и Воскресенский храмы. Енисейские мастера быстро становятся законодателями архитектурных мод, их усилиями складывается особый стиль «сибирского барокко». Важно помнить, что именно енисейцы руководили возведением почти что всех исторических храмов Красноярска.
Унесенный пожаром и… Транссибом
А XIX век становится периодом стагнации и упадка Енисейска. Город начинает постепенно по всем статьям уступать Красноярску — еще совсем недавно, казалось бы, полуголодному крошечному острогу на фоне преуспевающей сибирской столицы. Именно Красноярск станет сначала столицей новообразованной Енисейской губернии (в 1822 году), а потом — и престольным градом Енисейско-Красноярской епархии (в 1861-м). Первым тревожным звонком стало еще в середине «золотого» XVIII века строительство Московского тракта: как раз-таки через Красноярск. А Енисейск оказался изолированным от крупнейшей для того времени транспортной артерии. Затем сошел на нет пушной промысел.
Правда, на какое-то время Енисейск в прямом смысле слова нашел золотую жилу: город в первой трети XIX века становится центром золотодобычи. К середине позапрошлого столетия 95% драгоценного металла в России добывалось именно возле Енисейска. Только на приисках трудились почти 20 тысяч рабочих, в то время как численность всего населения Красноярска того времени была втрое меньше. По ходившим тогда слухам, енисейские золотопромышленники настолько преуспевали, что, бахвалясь богатством, поили своих коней шампанским.
Иверский женский монастырь
История этой обители, как и Спасо-Преображенского мужского монастыря, тоже началась практически одновременно с самим Енисейском. Вот только называлась она тогда по-другому — Христорождественской, в честь своего главного храма, утраченного при пожаре еще в далеком 1673 году.
В середине XVII века здесь появился каменный храм. Обитель процветала: во многом благодаря золотошвейному делу, которое успешно освоили сестры и послушницы обители. Небезынтересно, что в XIX веке здесь жил один из наиболее чтимых сибирских святых — Даниил Ачинский. Здесь же он и был погребен после кончины в 1843-м. Иверским же монастырь стал только в 1872 году. Обитель за три года до этого сильно пострадала после катастрофического пожара (в огне даже погибли несколько насельниц монастыря). Однако настоятельнице игумении Евгении (Стариковой) удалось сравнительно быстро добиться строительства нового храма — Иверской иконы Божией Матери. В ее честь была переименована и сама обитель.
В 1923 году монастырь закроют богоборческие власти. В советские годы здесь будут последовательно находиться колония для несовершеннолетних преступников, клуб и театр. Заново свою историю Иверский монастырь начнет в 1998 году. Полностью ее восстановят только к юбилею Енисейска.
Но к 50-м годам XIX века золотые запасы близ города истощились. А в августе 1869 года отмечавший 250-летие Енисейск настигает страшное стихийное бедствие: пожар. Пришедшая откуда-то с севера огненная стихия уничтожила более 800 домов горожан, почти все монастыри и храмы, хлебные амбары, купеческие лавки и мастерские. Катастрофа унесла жизни около 40 человек. Пожар пощадил лишь приблизительно одну пятую часть Енисейска: менее 200 жилых зданий и только один из городских храмов.
Катастрофа 1869 года стала точкой невозврата. Определенный толчок к новому развитию города в конце века придаст развитие пароходства на Енисее, но былое величие старинный город вернуть так и не сможет. Последнюю точку в дореволюционном развитии Енисейска поставило строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, прошедшей через Красноярск: за 20 лет (с 1897 по 1917 гг.) население города сократится почти вдвое (с 11,5 до 7,1 тысяч).
Сейчас же именно возрождение исторических памятников и намоленных святынь служит залогом для нового возрождения Енисейска. Остается надеяться, что широкое празднование 400-летия сибирской столицы станет для этого надежным импульсом.