«Патриарх» Филарет (в центре) и «митрополит» Епифаний (слева) на «Евромайдане» в Киеве зимой 2014 года. Через пять лет их пути разойдутся…
МАКСИМ РЫЧКОВ
Относительность понятий о чести и верности — тема, которая никогда не потеряет своей остроты в массовой культуре. Так, в популярной фэнтезийной саге «Песнь льда и пламени» американского писателя Джорджа Мартина, один из главных героев советует некому рыцарю — чья семья поддерживала разных претендентов в борьбе за трон во время междоусобной войны — выбрать в качестве герба изображение флюгера.
Такой герб, по-видимому, отлично бы вписался в картину церковного раскола на Украине. «Переобуваться на ходу» там стало уже чуть ли не правилом хорошего тона.
Флюгерный ересиарх
Как представляется, флюгер на гербе больше всего бы подошел одному из главных действующих лиц украинской новостной повестки последних дней — не то «киевскому патриарху», не то «митрополиту» Филарету Денисенко.
Осведомленный читатель может возразить: «владыка» Филарет родом из рабочей семьи, что не уставал с гордостью подчеркивать при советской власти, в бытность еще служителем канонической Церкви. А у рабочих гербов никогда не было. Однако советский период давно миновал, и из ярого борца с «украинством» бывший митрополит Киевский и Галицкий превратился в столь же оголтелого ненавистника всего «московского». Так что, может, и дворянское происхождение за эти годы у Филарета тоже откуда-то появилось.
В начале года не по возрасту энергичный (в январе ему исполнилось 90 лет) ересиарх-анафемат вроде бы отошел на второй план. Главными героями опереточных «соборов», «интронизаций» и необъявленной кампании по силовому захвату приходов канонической Украинской Церкви стали «предстоятель» «православной церкви Украины» «митрополит» Епифаний Думенко и уже экс-глава государства Петр Порошенко.
Петр Алексеевич носился с полученным из Стамбула «томосом», по выражению одного гоголевского персонажа, как дурень с писаной торбой, однако так и не смог переизбраться на второй срок. Епифаний Думенко продолжает оставаться главой своей организации, но получает один удар за другим. Самый болезненный из них «предстоятелю» как раз и нанес бывший соратник и наставник — Филарет Денисенко.
Раскол, который лопнул
Когда-то Денисенко и Думенко связывала почти что искренняя дружба ученика и учителя. Достаточно сказать, что лжемитрополит Епифаний при протекции старшего товарища прошел путь от выпускника раскольнической семинарии до «епископа» за каких-то шесть лет. Да и в декабре 2018-го, на «объединительном соборе» в Киеве (когда, собственно, и учредили пресловутую «ПЦУ») Думенко едва ли не в открытую называли креатурой украинского раскольника № 1.
Говорили, что Епифания на «предстоятельство» вместо Филарета выбрали, чтобы лишний раз не будоражить альтернативную раскольническую группировку «УАПЦ», согласившуюся на объединение с «Киевским патриархатом» скрепя сердце — как раз из-за давних распрей с Денисенко. Сам Филарет тогда с виду безропотно принял ничего не значащий титул «почетного патриарха» и будто бы согласился стать «управляющим» «Киевской епархией» в составе «ПЦУ».
Однако весна этого года словно придала задору совсем уже немолодому ересиарху. Филарет стал требовать называть себя «патриархом», демонстративно начал носить патриарший белый куколь и уверять журналистов, что «„Киевского патриархата“ нет юридически, но есть фактически».
Причины филаретовского фрондерства лежали на поверхности: к апрелю стал окончательно ясным провал проекта «ПЦУ». От законной Украинской Церкви к раскольникам перебежали лишь два епископа, скромным оказалось и количество приходских общин, решивших перейти в организацию Думенко (да и эти «переходы» на деле больше напоминали рейдерские захваты). Мировое Православие открыто высказалось в поддержку именно канонической Украинской Православной Церкви — Московского Патриархата.
При всем этом, главный вдохновитель и самый верный прихожанин «ПЦУ» Петр Порошенко так и не смог переизбраться на второй президентский срок. Новый глава государства Владимир Зеленский от религии далек и к церковным вопросам равнодушен: маловероятно, что он станет реанимировать проваленный проект своего предшественника.
Откровения от Филарета
Логика Денисенко проста и понятна, она укладывается в античное «Лучше быть первым в провинции, чем вторым — в Риме». Действительно, зачем быть всего лишь одним из «епископов» в одной раскольнической организации, притом с треском провалившейся, если точно такой же «церковью» можно «успешно» руководить?
Весной Филарет без зазрения совести почти слово в слово стал воспроизводить критику «ПЦУ» со стороны спикеров канонической Церкви. «Осознавший всё» Денисенко взялся за рассуждения о неискренности Константинопольского Патриархата в поддержке украинских автокефалистов, несовершенстве январского «томоса», недопустимой подчиненности «ПЦУ» по отношению к Стамбулу.
«Филарет прозрел. И почти в точности повторил то, что мы утверждаем с момента т.н. „объединительного собора“. Просто поразительно!», — иронизировал руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда.
В итоге, поймавший кураж ересиарх договорился даже до непризнания пресловутого «томоса» и незаконности снятия Константинополем анафемы с самого себя. Напомнил он и о том, что подавляющее большинство приходов и монастырей в системе «ПЦУ» — как раз-таки «его», перешедшие из «Киевского патриархата»; ведь действительно, «УАПЦ» и ренегаты из канонической Церкви принесли новой структуре буквально что крохи.
Вор у вора дубинку украл
Епифаний «прозрение» бывшему другу, конечно, простить не мог. В мае два ересиарха — через украинские СМИ — повели между собой оживленную полемику в духе перепалки персонажей классической советской кинокомедии: «Самозванец!» — «От самозванца слышу!». А в затянувшейся комедии (или, точнее, трагикомедии) украинского раскола настало время для очередного сюжетного поворота на 180 градусов.
20 июня Филарет Денисенко провел собрание, которое он сам гордо назвал «Поместным собором Украинской православной церкви Киевского патриархата». Пришедшая на него горстка лжеепископов и лжесвященников постановила отменить решение о ликвидации «Киевского патриархата» и заново утвердить его существование как юридического лица. А виновник «торжества» на радостях объявил, что его религиозная структура с любовью примет к себе всех представителей «ПЦУ». Конечно, руководство конкурентов поспешило лишить Денисенко «канонических» прав управления «Киевской епархией», но реальных путей повлиять на нестареющего анафемата у них уже нет. Самое смешное, что против раскольнической организации Думенко здесь запросто могут аукнуться принятые совсем недавно как раз в помощь «ПЦУ» поправки в украинском законодательстве. В начале года парламент предельно упростил порядок перехода религиозных организаций из одной юрисдикции в другую — дабы помочь автокефалистам отвоевать как можно больше приходов у канонической Церкви (некоторые депутаты даже и не пытались этого скрывать). Теперь эти же нормы теоретически могут помочь одним раскольникам поглотить других.
***
Один раскол лишь порождает расколы новые, — в горькой истинности этих хрестоматийных слов вновь убедился весь православный мир на примере украинских событий. С точки зрения церковных канонов, на Украине опять не произошло ровным счетом ничего: зимой два канонических «нуля» («УПЦ КП» и «УАПЦ») сложились, летом — один из этих «нулей» захотел вновь жить самостоятельно.
Каноническая Церковь в стране была и остается лишь одна. И никакие «игры расколов», ведомые ересиархами, анафематами и лжеепископами при поддержке нечистых на руку политиканов, не смогут эту твердую единицу поделить хоть на сколько частей. Ведь за этой единицей стоит Сам Господь, о чем недавно напомнил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:
— Политики, дерзающие вторгаться в жизнь Церкви, воспринимают Церковь как политическую организацию. В силу недостаточности своего личного духовного уровня они не видят в Церкви Христа. Они не понимают, что Главой Церкви является Христос. Они видят церковный трон, а сидящего на этом троне Христа не видят.
25 июня в Киеве отпраздновали тезоименитство Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — Предстоятеля Украинской Православной Церкви
В торжествах по случаю дня тезоименитства, пятилетия Предстоятельского служения и 75-летия Его Блаженства приняли участие архипастыри и клирики не только Русской и Украинской, но и ряда других Православных Церквей: Александрийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Чешских земель и Словакии, Сербской и Польской. Это стало лишним подтверждением тому, что для мирового Православия Украинская Православная Церковь Московского Патриархата продолжает оставаться единственной канонической иерархией в своей стране.
— Несмотря на многие трудности и испытания, которые переживает ныне Украинская Церковь, Вы продолжаете духовно объединять архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, вверенных Вашему попечению, возвышать свой голос в защиту канонических норм, призывать людей к жизни по правде Божией, к прекращению вражды и противостояний, к милосердию и состраданию, братолюбию и миру, — отметил в поздравительном адресе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Представители других Поместных Церквей выразили признательность Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию за Предстоятельское служение, усилия по уврачеванию церковного раскола и примирению враждующих сторон в затянувшемся гражданском конфликте внутри Украины.