МАКСИМ РЫЧКОВ
Эта весна в Красноярске отмечена небывалым количеством споров о строительстве новых храмов. Люди, имеющие весьма поверхностное представление о церковной жизни, уверяют, что в краевой столице «и без того много церквей». Самозванные аналитики пытаются рассуждать о том, сколько храмов нужно «на самом деле» верующим, и где те, по их мнению, должны стоять.
В действительности же, современный Красноярск является одним из наименее «храмонасыщенных» региональных центров в современной России. Из других городов-миллионеров нашей страны меньше церквей «на душу населения» в одном только Челябинске. Занимательна и другая статистическая выкладка: на 100 тысяч красноярцев приходится 33 ломбарда, 32 алкомаркета, 11 отделений микрофинансовых организаций и… лишь четыре храма. Действительно, так ли уж их «много»?
Да и из этих нескольких десятков церквей далеко не все представляют собой величественные и масштабные соборы. И сегодня многим общинам верующих приходится буквально ютиться в скромных и тесных помещениях, за пределы которых они уже давным-давно выросли.
Храм в форме буквы «Г»
Наверное, даже не каждый верующий красноярец знает о том, что при краевом госпитале ветеранов войн действует храм. Действительно, это не отдельно стоящее красивое здание, с блестящими позолоченными луковицами куполов и устроенной прилегающей территорией. Купол здесь есть, но только один — над крыльцом (его установили сравнительно недавно, в 2011-м). А сам храм святого Георгия — по сути, приспособленное помещение, притом не самое даже удачное: закуток коридора и небольшая комнатка общей площадью чуть больше 45 м2 . Человеку со стороны трудно и представить, как на этом тесном пространстве (да еще и в форме буквы «Г»!) люди умудрились создать православный храм. Но нет: здесь есть всё — и алтарная часть, и наос, и даже притвор с целой свечной лавкой.
Специфические обстоятельства обустройства храма Георгия Победоносца обусловили одну его, без преувеличения, уникальную особенность. Не так много можно сосчитать православных церквей, где алтарная часть устремлена не на восток, а на запад — но здесь по-иному спроектировать было никак нельзя.
— Когда я попал сюда первый раз уже как настоятель, то подумал, что это неправильно, что это можно как-то исправить. Но как мы ни планировали, как ни намечали — если делать «правильно», то либо наос исчезнет, либо в нем света не будет. Наверное, каждый новый человек в Георгиевском храме через это проходил, — смеясь, делится нынешний настоятель, председатель епархиального Миссионерского отдела иерей Андрей Дорогов
Храм маленький, но родной
Георгиевский храм начал свою работу в далеком уже 2001 году. Тогда, на рубеже двух веков, усилиями приснопоминаемого протоиерея Валерия Солдатова — председателя епархиального отдела по тюремному и социальному служению, — домовые храмы были открыты при почти каждой красноярской лечебнице.
Прошли годы, и судьба каждого из них сложилась по-своему. Где-то скромная молитвенная комната дала начало полноценному храму — великомученика и целителя Пантелеимона при городской больнице № 20, апостола Луки при Железнодорожной больнице или мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Краевой клинической больнице. Где-то — не все сложилось так благополучно. А в каких-то случаях, пусть и в силу объективных причин не удалось возвести сами стены церкви, получилось создать крепко спаянную, живую и полноценную приходскую общину. Георгиевский храм при Госпитале ветеранов — как раз тому пример.
Маленькое, скромное по размерам храмовое помещение может похвастаться совсем немалым костяком прихода: это почти 60 верующих. Кажется невероятным, что несколько десятков людей могут собраться на таком маленьком пространстве ради молитвенного общения — однако это действительно так. Причем ходят сюда отнюдь не жители близлежащего микрорайона: приходская «география» обширна и включает в себя едва ли не все районы краевого центра, от Солнечного и до улицы Кутузова.
Все, с кем мне довелось говорить при подготовке этого материала, в один голос утверждают: это неоспоримая заслуга преставившегося ко Господу 11 сентября 2018 года протоиерея Анатолия Нефедова. Способ сплочения прихода батюшка выбрал не самый обычный: паломнические поездки. Каждый год (а порой и несколько раз за год) он вместе со своей паствой ездил на богомолье к святыням в разные концы России, ближнее и дальнее зарубежье. Среди прихожан Георгиевского храма даже сама собой появилась интересная традиция — из каждой такой поездки они привозили иконы тех или иных угодников, освященных на их мощах. Святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Андрей Критский, праведный Иоанн Русский… про каждую из этих святынь, кажется, часами готова рассказывать вдова отца Анатолия Светлана, при жизни изо всех сил помогавшая нести ему нелегкий крест пастыря.
Незаметные большие труды
— Отец Анатолий был настоящим священником в том смысле, что никогда не принадлежал себе сам. Никогда и ни к чьим проблемам он не был равнодушным, каждого готов был утешить, каждому был готов помочь советом, — делится воспоминаниями матушка Светлана. Даже когда нам удавалось куда-нибудь выехать в отпуск, батюшка и там не переставал быть священником. Везде он старался за Литургией сослужить; даже, помню, как-то в Анапе уже и все местные священники по домам разошлись, а отец Анатолий всё уйти не мог: разговаривал с людьми, исповедовал.
Отец Анатолий стал священником в 2002 году. До этого еще несколько лет был послушником. Время было знаковое, переломное: в Красноярске, как и по всей России, строили новые храмы, возрождали старые. Батюшке и его супруге довелось внести свою лепту и в восстановление Благовещенского собора с Иоанно-Предтеченским храмом, и поучаствовать в создании церкви Архистратига Михаила. А потом — в 2007-м — началось их служение здесь.
Матушка Светлана убеждена: быть священником в больничном храме — совсем не то, что нести служение при храме обычном. В церкви Георгия Победоносца при Госпитале ветеранов и раскрылись в полной мере все качества отца Анатолия — и как пастыря, и как человека. Многие врачи долгое время не могли взять в толк: как так, при их больнице — и храм? Зачем? Однако своим терпением, добротой и кротостью батюшке удалось установить добрососедские отношения с персоналом. Некоторые доктора и медсестры в итоге стали если не прихожанами, то частыми «захожанами» больничной церкви; регулярно просят освятить их отделения и медицинское оборудование.
Протоиерею Анатолию Нефедову ничего не стоило «дежурить» буквально ночи напролет в своем небольшом храме: вдруг кто из больных пожелает исповедаться или причаститься? Вдруг вызовут? Как результат — и спустя годы многие пожилые люди со всего края стремятся попасть на лечение именно в Госпиталь ветеранов: знают, что здесь им окажут помощь не только медицинскую, но и духовную.
Непостижимым образом отцу Анатолию удавалось несколько лет окормлять и еще два больничных храма: иконы Божией Матери «Скоропослушница» при Городской гинекологической больнице № 4 и Преображения Господня при Краевом онкологическом диспансере. Случай действительно уникальный: ведь обычно больничные храмы приписывают к соседним крупным храмам, а не к своему «собрату» при другой лечебнице, да еще и на противоположном конце города.
***
В этом году церкви при Госпитале ветеранов исполняется восемнадцать лет. Возраст, если так можно выразиться, совершеннолетия. И, как 18-летнему юноше или девушке порой не терпится переступить порог родительского дома навстречу взрослой жизни, так и приход Георгия Победоносца уже давно ждет переезда в отдельное полноценное храмовое здание.
Построить здесь «настоящий» храм было заветной мечтой протоиерея Анатолия Нефедова при жизни. И он сделал для этого всё от него зависящее (а, быть может, даже больше): добился создания архитектурного проекта, собрал все необходимые документы, получил все соответствующие разрешения от надзорных органов. Осталась лишь самая малость — взять да построить заветное здание.
Теперь эту работу предстоит продолжать настоятелю нынешнему — иерею Андрею Дорогову. Символично, что когда-то, на заре «нулевых» годов, этому батюшке — тогда еще совсем юному послушнику — приходилось именно в Госпитале ветеранов делать свои первые шаги в служении Господу. Тогда будущий настоятель обходил больничные палаты, поздравлял пациентов с праздниками, помогал священнику. Нынешняя «камерность» прихода, с одной стороны, создает ощущение домашнего уюта, но с другой — ставит серьезные преграды в развитии общины верующих, — признает отец Андрей.
Как на 46 м2 можно говорить о воскресной школе, молодежном клубе или полноценном сестричестве милосердия? Для всего этого нужно свободное место, а в нынешних условиях его не хватает катастрофически. Вопрос о строительстве новых храмов в наше время приобрел необычайную остроту. Однако разве это может перечеркнуть надежды одной большой и крепкой семьи прихожан Георгиевской церкви, уже почти два десятка лет молящихся о новом, просторном и прекрасном храме?..