МАКСИМ РЫЧКОВ
Светлое Христово Воскресение — «праздников праздник и торжество торжеств» — самая главная дата в христианском календаре. Святитель Григорий Богослов (325–389) писал, что Пасха Христова настолько превосходит все другие праздники (даже из числа тех, что тоже установлены в память о Господе), насколько солнце для нас превосходит прочие звезды.
Человечество празднует Воскресение Спасителя уже почти две тысячи лет. Однако каждый год этот праздник несет в себе нечто новое. Прежде всего, Пасха уже сама в себе заключает духовное обновление для каждого верующего. А нередко бывает и так, что именно с этого праздника начинается серьезное и вдумчивое знакомство человека с верой. Или, напротив, уже воцерковленный человек узнает что-то новое: ведь мало кто может похвастать тем, что знает о Пасхе Христовой, ее событиях, традициях и смыслах буквально всё.
- Что мы празднуем в Пасху Христову?
Светлое Христово Воскресение — это древнейший и самый главный христианский праздник. В этот день верующие вспоминают о том, как Господь и Спаситель Иисус Христос воскрес после того, как добровольно принял смерть на кресте — ради искупления людских грехов и возможности спасти душу для каждого человека.
Таким образом, Пасха — это не просто воспоминание о том, как воскрес Христос. Пасхальные события раскрывают само учение Спасителя, в центре которого — жертвенная любовь Спасителя к людям, желание спасти их от рабства греха. В этот день Иисус Христос открывает каждому из нас путь к избавлению от грехов и вечной жизни.
Потому этот праздник — время особой радости. В нем, как учил еще первых христиан апостол Павел, сосредоточена вся суть учения Спасителя: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вераваша» (1Кор. 15:13–14).
- Как связаны между собой Пасха ветхозаветная и Пасха Христова? в чем между ними разница?
«Пасха» — это искаженное древнееврейское «пейсах» («миновать»). Так изначально назывался ветхозаветный праздник в память об исходе иудеев из египетского рабства. Символическим условием для спасения народа стало принесение в жертву Богу ягнят (агнцев).
В дни этого праздника — спустя многие века после исхода евреев из Египта — и принял крестные муки Иисус Христос.
Пасха Христова словно воспроизводит собой ветхозаветное торжество на более высоком уровне. Спасен уже не один народ, но — всё человечество. Люди избавлены не от ига чужеземцев, но — от тяжести собственного первородного греха. Залогом тому стала не кровь жертвенного агнца, но — муки и страдания самого Сына Божиего.
Поэтому, кстати, не случайно, что именно красный цвет — традиционный атрибут Пасхи. Он символически напоминает нам о муках Христа и указывает на Его особое достоинство: оттенки алого в древности почитались как атрибут царской власти.
В старину не только духовенство надевало ярко-багряное облачение — и среди верующих было принято приходить в храм именно в алых одеждах.
- Почему у Пасхи Христовой каждый год новая дата?
Действительно, дата праздника определяется по достаточно сложной формуле (как у православных, так и в западном христианском мире). Однако логику пасхалии (расчета дня Христова Воскресения) может понять каждый.
Православная традиция опирается на соответствующее решение Первого Вселенского собора в Никее 325 года. Его участники постановили встречать Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступит после или в день весеннего равноденствия по юлианскому календарю (3 апреля по новому стилю).
Но если воскресный день приходится на день до ветхозаветной Пасхи, то праздник у православных откладывается до следующего воскресения. Этим правилам расчета даты Пасхи (вошедшим в историю как «Александрийская пасхалия») Русская Православная Церковь, равно как большинство других Православных Церквей, следует и поныне.
Их верность неоднократно оспаривалась критиками разного толка, но подтверждением правоты именно Александрийской пасхалии служат многие чудесные знамения в праздничный день — в первую очередь, схождение Благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня.
- За что люди распяли Христа?
Главными инициаторами казни Спасителя, как мы знаем из Священного Писания, стали иудейские первосвященники.
Они завидовали Иисусу Христу, тому как любили Его простые люди и шли за ним. Недруги видели в проповеди Спасителя подрыв своего авторитета, не понимая, что это — Сын Божий. Его чудеса первосвященники считали опасным и пагубным наваждением — даже воскрешение Господом усопшего Лазаря за неделю до Страстной субботы. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:10–11).
Поэтому иудейские духовные авторитеты и оклеветали Христа как бунтаря перед римскими властями. Их пособником в этом стал один из учеников Господа — Иуда Искариот.
При этом пришествие в мир и распятие Сына Божиего было предсказано еще за многие столетия до этого древними пророками, и об этом знал сам Иисус Христос. Но выпавшие Ему муки и страдания Спаситель принял не слепо, а добровольно — ради искупления человеческих грехов.
- Почему Иуда предал Господа?
Апостолы-евангелисты называют главной причиной поступка Иуды жадность: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:14–15). Суммы в 30 серебряных монет в то время было достаточно, чтобы купить раба или большой земельный участок.
Апостол Лука при этом добавляет, что непосредственно с врагами Христа говорил не сам Иуда, но вселившийся в него сатана (Лк. 22:3).
Однако приобретенные деньги не принесли Иуде счастья. На следующий же день он осознал содеянное и совершил самоубийство.
- Зачем Спаситель побывал в преисподней?
Перед Воскресением Иисус Христос действительно спустился в ад и сокрушил его врата, — об этом упоминает апостол Петр. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:18–19).
Спаситель сделал это не только лишь чтобы посрамить сатану. Этим Иисус Христос принес в преисподнюю евангельскую проповедь, освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.
Сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа: явившись пределом уничижения Спасителя и, в то же время, началом Его славы. Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам. Тем самым, и рожденные до Пришествия в мир Господа смогли обрести место в Раю, утерянное для людей с грехопадением Адама и Евы.
- Что такое Светлая седмица?
Так называют семь дней, следующих за Христовым Воскресением. Эта неделя — время самой светлой радости у верующих от победы Спасителя над смертью.
Их выражением, прежде всего, служит традиционное приветствие: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!». Оно восходит к апостольским временам и уподобляет радость верующих в пасхальные дни тому, что испытали первые последователи Христа, узнав о Его Воскресении. Обмениваться пасхальным приветствием принято не в течение одной только Светлой седмицы, но вплоть до отдания Пасхи — Вознесения Христова (в 2019 году празднуется 6 июня).
Также вплоть до Вознесения за богослужениями поется знаменитый пасхальный тропарь: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в».
Светлая седмица в каком-то смысле является одним растянувшимся праздничным днем. Яркой особенностью пасхального богослужения являются распахнутые на протяжении всего времени богослужения Царские врата. Эта деталь символизирует вновь открытый с Воскресением Христовым путь в Рай для людей. Прихожане же в Светлую седмицу каждый день после Литургии обходят свои храмы крестным ходом. А верующих с церковной колокольни приветствует особый пасхальный перезвон.
Примечательно, что в эти дни молящиеся по традиции не кладут земные поклоны за богослужением. Этот обычай действует вплоть до дня Святой Троицы (в 2019 году — 16 июня).
- Что значит слово «Антипасха»?
Для непосвященного человека это слово может показаться пугающим. На самом же деле в нем нет ничего плохого. Так принято называть следующий за Пасхой воскресный день (в 2019 году — 5 мая).
Греческое «анти» можно перевести как «вместо» или «напротив». С одной стороны, день Антипасхи стоит напротив Христова Воскресения — ровно через неделю. С другой — восьмой день после праздника стал вместо Пасхи для одного из апостолов — Фомы. Он долго боялся поверить в Воскресение Христа — вплоть до личной встречи с Учителем. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Скрываясь от преследователей, он не смог лично увидеть Воскресшего Христа вместе с собратьями-апостолами, и несколько дней боялся поверить в эту благую весть — вплоть до непосредственной встречи. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Так что Фомино «неверие» — это вовсе не хрестоматийное упрямство. Это желание подтвердить свою веру объективными доказательствами.
В стародавние времена на Антипасху, когда устав Церкви вновь позволял венчаться, начинались народные гуляния. Юноши и девушки знакомились, водили хороводы, участвовали в традиционных народных забавах, таких как катание яиц. Правила этой игры были простыми: участники по очереди скатывали обычно деревянные «яйца», стремясь сбить как можно больше подобных фигурок, расставленных соперниками. Поэтому в народе день Антипасхи нередко называли «Красной горкой».
- Почему день Радоницы носит такое название?
Девятый день после Пасхи в обиходе также часто называют «родительским»; это время для посещения кладбищ, поминовения усопших.
Может показаться, что «Радоница» — не самое подходящее для такой даты название. Чему можно радоваться, вспоминая ушедших близких? Но важно помнить, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Усопшие — это те, кого Господь уже призвал к себе, и наш долг — порадоваться за то, что они сейчас рядом с Создателем. Причем порадоваться тихо, молитвой — без распития спиртного и других суеверий, которые Церковь решительно осуждает.
Ведь ни для кого не секрет, что и похороны, и почитание памяти об усопших в народном сознании связаны с множеством ложных, псевдохристианских традиций. Тут и «сакральное» распитие водки над могилой, и разрезание веревок, на которых опускался гроб, с последующей раздачей лоскутов присутствующим, и совершенная нелепица, вроде запрета на использование вилок за поминальной трапезой: они, якобы, «протыкают покойнику душу».
Сюда можно отнести завешивание стекол и зеркал в доме, где есть покойный, обычай «ставить» ему рюмку водки и ломоть хлеба, приговаривать после имени усопшего «Земля ему пухом», класть в гроб ценные вещи, лить в могильный холм спиртное.
- Что из пищи — главное на Пасху?
Величайшим пасхальным яством является артос (с греческого — «квасной хлеб») — особая большая просфора с оттиском иконы Воскресения Христова на вершине. На протяжении всей Светлой седмицы артос занимает самое видное место в православных храмах и соборах. В канун Антипасхи священники с благоговением дробят его на частицы и раздают верующим.
В быту гораздо более известны другие кушания: кулич и пасха (паска). С сугубо кулинарной точки зрения это два совершенно разных блюда. Кулич — это украшенный сдобный хлеб с изюмом, служивший своего рода «домашним» артосом для простых верующих.
Паска же — это творожное кушанье в форме усеченной пирамиды. Традиционно ее украшали буквами «ХВ» («Христос Воскресе!») и символами страданий и Воскресения Иисуса Христа: крестом, копием, тростью, проросшими зернами, ростками или цветами.
Также традиционно на Пасху принято разговляться после Великого поста крашеными яйцами. Их красный цвет отсылает нас к старинному преданию о святой Марии Магдалине.
Согласно нему, одна из первых последовательниц Христа не побоялась дойти с благой вестью о Его Воскресении до самого Рима. Там она рассказала о Пасхе лично императору Тиберию. Самодержец усомнился в рассказе своей гостьи, бросив, что скорее яйца покраснеют, чем он поверит ей. Тогда Мария со словами «Христос Воскресе!» передала Тиберию яйцо, вмиг ставшее ярко-красным.