Статьи

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VII Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

30 января 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии VII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые руководители фракций! Господа депутаты! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, в первую очередь участников VII Рождественских парламентских встреч, которые проходят в этом году на площадке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Рад новой возможности пообщаться лицом к лицу и обсудить важные и актуальные вопросы, которые, несомненно беспокоят наше общество.

Кроме того, у меня есть потребность обозначить нашу позицию перед лицом некоторых вызовов. Как вы знаете, Церковь не является политической партией и вообще не входит в политику как некий субъект. Но все, что происходит в стране, близко к Церкви. Она несет ответственность перед Богом и перед историей за состояние душ человеческих, и потому вопросы, которыми вы занимаетесь, затрагивают, несомненно, и церковную повестку дня. Не входя во всю сложность того, чем занимается Государственная Дума, я все-таки попытаюсь обозначить наше отношение к некоторым вопросам, которые, на мой взгляд, являются важными.

Церковь как никто иной чувствует нужды и чаяния миллионов наших сограждан, ведь духовенство по роду своей деятельности много и доверительно общается с представителями различных социальных групп, не понаслышке знает о проблемах и заботах соотечественников. Наверное, нигде, кроме Церкви, нет таких открытых, содержательных и конфиденциальных бесед, как те, что духовник проводит со своими духовными чадами. Тайна исповеди не может быть раскрыта, но у наших священников, несомненно, формируется понимание того, что сегодня волнует людей. И это понимание вырастает из самого что ни на есть актуального контекста — того, чем люди живут, о чем они думают, от чего они страдают, чему они радуются.

Когда-то в нашей стране, как и в других европейских странах, действовала система депутатских наказов от людей к народным избранникам. А печалование о нуждах людей, заступничество за страждущих всегда было важной составной частью деятельности Церкви. Всегда Патриархи, среди прочих своих обязанностей, имели обязанность печалования перед высшей государственной властью, что предполагало защиту тех, кто невинно страдал, защиту угнетаемых, да и просто произнесение слов правды в глаза представителей власти. Такой всегда была роль Церкви, и сегодня Церковь со смирением продолжает это служение.

Народное представительство призвано способствовать развитию конструктивных отношений между властью и обществом. От актуализации этой связи зависит успешность многих социально значимых начинаний государства. В разные исторические эпохи существовали различные формы участия народа в управлении страной. Какими бы ни были формы этого участия, власть и общество не должны существовать в параллельных мирах. Разделенность власти и народа рано или поздно способна привести к печальным последствиям для государства и его граждан. И мы знаем, что в истории России происходили кризисы, связанные с этой отчужденностью.

Место, где преодолеваются разделения и любая социальная, политическая, экономическая и культурная разобщенность, — это храм, это молящаяся община, в которой нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни людей, занимающих нижние уровни социального положения. В этом смысле Церковь, конечно, — уникальный организм. Перед Богом все равны, и неизвестно, чью молитву Бог слышит в первую очередь — власть имущего или совершенно безвластного человека, богатого или бедного. Только Сам Бог определяет степень близости к Нему того или иного человека, который возносит к Нему свои молитвы. Господь для всех хочет спасения, и для Него одинаково дорог и бездомный с Павелецкого вокзала, и обладатель многомиллионного счета в банке.

Но убежден, что идеал равных возможностей для всех людей нужно и должно осуществлять не только в пределах христианской общины, не только в пределах храма. Идеал общественной справедливости должен быть ориентиром государственной жизни и законотворческой деятельности. В этом мне видится одна из важнейших целей существования любого государства. Перефразируя известное выражение блаженного Августина, можно сказать, что справедливость является своеобразным мерилом моральной легитимности власти. Если общество теряет веру в справедливость, это серьезно осложняет его развитие, угнетающе действует на людей, подрывает основы общественного порядка и гражданского согласия.

Запрос на справедливость существует и в нашем обществе. Многие люди желают видеть в Государственной Думе орган власти, отстаивающий принцип общественной справедливости в рамках законотворческой деятельности.

Мне уже приходилось говорить недавно на Всемирном Русском Народном Соборе о том, что в наши дни проблема социального неравенства приобретает особую остроту не только для развивающихся, но и для развитых стран. Разрыв между бедными и богатыми несет в себе опасный заряд. Социальное неравенство создает внутри общества пропасть, которая, подобно черной дыре, поглощает духовные силы народа. Неравенство разъедает ткань народного единства.

Более опасны даже не количественные различия между доходами социальных групп, а то отчуждение, которое эти различия порождают. Крупный бизнес, политические элиты ассоциируются в массовом народном сознании с закрытым, а потому отделенным от народа миром.

Церковь непрестанно свидетельствует о том, как важно для каждого человека, особенно если он обладает соответствующими возможностями, творить дела милосердия, помогать ближним. С искренней радостью мы воспринимаем стремление состоятельных людей жертвовать часть своих средств на благотворительность и образовательные программы, на поддержку науки и культуры. Хотел бы особенно отметить, что эти труды не только меняют общество, делают мир вокруг нас добрее и светлее, но и преображают самого благотворителя, помогают ему исполнить евангельскую заповедь о любви к Богу и ближним.

Церковь не может не беспокоить реально существующая демографическая проблема. Неуклонное старение населения связано в том числе с малодетностью большинства российских семей.

Совет Федерации при участии экспертов по семейным вопросам, рекомендованных в том числе Русской Православной Церковью, разработал проект Федерального закона «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации». Эту тему я затрагивал в своем выступлении в Совете Федерации в прошлом году, и данное предложение было с вниманием воспринято. Рассчитываем на ускоренную работу по этому вопросу и ожидаем широкого вовлечения депутатов Государственной Думы в работу над законопроектом. Создание особого правового статуса для многодетных семей — это не просто настоятельное требование времени, это стратегический шаг в реализации демографической политики в нашей стране.

Поддерживаю законодательные инициативы, касающиеся льгот по выходу на пенсию для женщин, которые родили трех и более детей. Полагаю, что это справедливо, ибо воспитание ребенка требует большого личного подвига его родителей, и эта жертва непременно должна быть вознаграждена государством.

Церковь не устает свидетельствовать о негативных последствиях доступности абортов. Я об этом уже говорил и, наверное, буду говорить до скончания дней своих, — пока не наступят, по крайней мере в нашей стране, заметные сдвиги в лучшую сторону. Вынужден сказать, что законодательные изменения в этом вопросе не произошли. До сих пор налогоплательщик платит за то, что медицинской помощью не является и являться не может, — за возможность бесплатно избавиться от нежелательного ребенка. Не за то, чтобы помочь поправить здоровье, а за то, чтобы кто-то мог избавиться от нежелательного ребенка; и мы все участвуем в оплате такого рода манипуляций.

Общественная дискуссия на эту тему продолжается, и сегодня уже есть варианты решения, которые позволили бы признать право на жизнь за нерожденным ребенком и вывести аборты, совершаемые не по медицинским показаниям, из системы обязательного медицинского страхования.

В качестве контраргумента говорят: «Но все это спровоцирует подпольные аборты! Неизвестно, к кому пойдут эти несчастные женщины! Неизвестно, какие последствия будут для их здоровья! Но я хотел бы сказать совершенно определенно, что не знаю ни одного случая (и, наверное, не только я, но и все, кто интересовался этой темой), чтобы подпольные аборты совершались бесплатно. Всё в любом случае за деньги; поэтому речь идет именно о том, чтобы эти манипуляции не оплачивались деньгами налогоплательщиков, которые категорически выступают против абортов, совершаемых без медицинских показаний.

В публичном пространстве активно обсуждается проблема рекламы алкоголя. Очевидно, реклама алкогольной продукции не имеет никакой иной цели, кроме обогащения производителей алкоголя, их борьбы за рынки сбыта и за рост потребления спиртосодержащих напитков нашими соотечественниками. Это понятно и закономерно с точки зрения коммерческих интересов бизнеса. Однако рост потребления алкоголя — это потенциально большее количество разрушенных семей, большее количество преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, это преждевременные смерти и страдания людей. Добавим сюда разводы, социальных сирот при живых родителях и прочие изъяны семейной жизни. Поэтому я бы хотел еще раз призвать Государственную Думу остановить продвижение этой безнравственной инициативы и поставить предел распространению рекламы алкоголя. Уж где-где, но не в России этим делом заниматься! И так пьют, но что ж мы еще подталкиваем наш народ к увеличению потребления спиртного посредством массового распространения рекламы алкогольных продуктов?

Несколько слов хотелось бы сказать о молодежи. Молодое поколение — основная тема Международных Рождественских чтений этого года. С молодежью общество традиционно связывает свои лучшие надежды и ожидания. Но на нее же делают ставки и те, кто стремится внести раздор и беспорядок в жизнь нашей страны. Нередко молодые люди, не обладающие большим опытом и крепким духовным иммунитетом, становятся жертвой манипуляций враждебных сил, которые используют юношеский максимализм и активность в деструктивных целях. Этому немало способствует и то, что молодежь зачастую понимает свободу как борьбу и противостояние любой организованной системе, в том числе и государству.

Вместе с тем контрпродуктивно применять по отношению к молодым людям высокомерный менторский тон, постоянно их одергивать и по мелочам учить. Патерналистское отношение только побуждает молодежь искать общение в виртуальном мире, а то и в опасных субкультурных группах и содействует еще большему отчуждению от молодежи людей иного поколения.

В свете уже сказанного о социальном неравенстве необходимо отметить, что молодежь особенно остро реагирует на его проявления в общественной жизни. Выражается это далеко не всегда в мирных формах. Недостаточная эффективность социальных лифтов и ограниченность возможностей для реализации интеллектуального и творческого потенциала при определенных обстоятельствах выливается в гражданский конфликт в молодежной среде.

Думаю, задачей старшего поколения является не просто поиск общего знаменателя в диалоге с молодежью, но и предоставление молодежи возможностей влиять на процессы, происходящие в жизни государства и общества, в том числе в области образования, культуры, экологии, социальной политики.

Еще один вопрос, который я хотел бы затронуть, связан с развитием цифровых технологий. В Московскую Патриархию не перестают поступать многочисленные обращения, свидетельствующие об обеспокоенности людей всесторонним внедрением цифровых технологий и тенденцией к замене всех существующих документов и идентификаторов на электронные аналоги. Еще в 2013 году этот вопрос стал предметом особого анализа и дискуссий на Архиерейском Соборе, который впоследствии принял документ, отражающий позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.

Многие верующие считают важным обратить внимание на несовершенство средств защиты личных сведений граждан от использования в недобросовестных целях. Разумеется, применять достижения научно-технического прогресса во благо общества необходимо, но недопустимо и забывать о тех людях, которые по разным соображениям отказываются от использования таковых.

Речь здесь идет, в первую очередь, о том, что существует очень много свидетельств похищения или утечки электронных данных. Конечно, у людей возникает естественный страх, потому что потеря этих данных нередко приводит к реальным трагедиям для людей. Кроме того, есть еще одна проблема — может быть, пока не актуальная для России; но, возможно, в ближайшем будущем она станет актуальной для всего мира. Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые, с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках? Выступая недавно перед большой молодежной аудиторией, я говорил, что диавол, для того чтобы соблазнить человека, всегда использует два человеческих стремления — стремление к удовольствиям и стремление к удобству. Как удобны гаджеты, мы уже не представляем себе жизни без них! А раз удобно, значит люди будут их использовать, но что же происходит в результате всего этого? А результат — абсолютно неконтролируемое распространение информации с этих гаджетов по адресам, о которых мы ничего не знаем. В конце концов, как уже говорят ученые, все это может с легкостью концентрироваться в некоем месте накопления глобальной информации, и, уверяю вас, не на территории нашей страны. Говорят, все это уже существует, но только те, кто накапливает информацию, до сих пор не могут разработать методологию ее использования, настолько огромен массив этой информации. Ну, а если завтра разработают? Если в каком-то месте, не на территории нашего Отечества, вся эта информация будет доступна для анализа, для систематизации, то те, кто будет обладать этой вселенской глобальной информацией, будут владеть миром.

Некоторые крутят пальцем у виска, когда мы об этом говорим, и снисходительно улыбаются, мол, что взять с этих старорежимных людей, все они против прогресса. Не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несет в себе опасности и, в первую очередь, для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью — глобальный контроль предполагает апокалиптическая перспектива развития человеческого рода. Когда мы говорим, на основании Священного Писания, что придет антихрист, мы имеем в виду систему глобального контроля, осуществляемого из одного центра и даже одной личностью.

Не знаю, насколько понятны мои размышления здесь, в этой специфической среде, но я очень хотел бы, чтобы вы поняли самое главное: Церковь за подлинную, а не за мнимую свободу человека. Поэтому все технические средства, которые могут потенциально ограничивать человеческую свободу или уже реально ее ограничивают, у нас вызывают опасения. Я очень рад тому, что эти опасения мог разделить сегодня с этим высоким собранием.

Конечно, законодательство, как и все явления в человеческом обществе, не может быть идеальным, и никакой закон не приведет к созданию совершенного социума. Но от усилий человека — каждого на своем месте — зависит то, каким будет мир вокруг нас. Поэтому возложенное на вас служение очень высоко и очень ответственно. И я надеюсь, что ваши труды принесут пользу Отечеству и нашему народу, внесут свой вклад в созидание духовно сильного и нравственного здорового общества, а значит, реальный стратегический вклад в процветание нашей России.

Благодарю вас за внимание.