Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 14–20 января— седмица 34-я по Пятидесятнице.
14 января (1 января по ст.ст.). Обрезание Господне
Наличие в календаре Православной Церкви этого праздника может кого-то удивить и смутить: ведь, казалось бы, обрезание — это древний иудейский обычай. Какое значение он может иметь для христиан?
Действительно, новорожденный Иисус прошел этот обряд в соответствии с древней иудейской традицией. Каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3).
Однако для христиан в этом событии раскрываются и другие смыслы. Прежде всего, Обрезание Господне свидетельствует о том, что Спаситель пришел к людям в человеческом облике, что Он был реальным человеком, принадлежавшим по рождению к своему народу. Символически же Обрезание Господне напоминает православным верующим о важности духовного самоограничения, отказа от греховных страстей.
К сюжету Обрезания Господа впоследствии будут обращаться ученики Спасителя. Известны слова апостола Павла о Святом Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
14 января (1 января по ст.ст.). Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379)
Живший в IV веке святитель Василий Великий — один из т.н. «великих каппадокийцев» (отцов Церкви, происходивших из этой малоазиатской провинции), которым современные верующие обязаны ключевыми догматами веры и основами церковного устройства.
Василий Великий был родом из знатной и обеспеченной семьи, в молодости получил хорошее образование и изначально избрал профессией юриспруденцию. Однако после паломничества по монашеским обителям Святой Земли и Египта будущий святой раздал все свое имущество и начал вести строгую уединенную жизнь.
Впоследствии его пригласили стать помощником епископа. Василий Великий активно участвовал в управлении епархией и в догматических спорах о природе Христа и борьбе с ересями, сотрясавших церковь в IV веке. Последние девять лет земной жизни святой Василий был архиепископом в Кесарии Каппадокийской.
Василий Великий вошел в историю Церкви как выдающийся богослов и философ. Он много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Ему же современные верующие обязаны и текстом Символа веры. Святителя Василия почитают в Соборе вселенских учителей и святителей вместе с двумя другими «великими каппадокийцами» — Иоанном Златоустом и Григорием Богословом.
15 января (2 января по ст.ст.). Преставление (1833) и второе обретение (1991) мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца
Серафим Саровский — один из самых почитаемых старцев в истории Русской Церкви.
Еще в юном возрасте Прохор Мошнин (так святого звали в миру) решил стать монахом. В 1786 году, в 27 лет, он принял постриг с именем Серафим. Спустя еще восемь лет он стал отшельником.
Святой жил в густом лесу на высоком холме. В этот период жизни преподобный стал вести отшельническую жизнь: занимался хозяйством, огородничал, постоянно молился, терпел различные испытания.
Примерно с 1825 года к старцу Серафиму стали приходить и приезжать люди за духовным советом со всей страны. Старец помогал каждому, кто к нему обращался — кому давал совет, а кому помогал своими молитвами. В тоже время преподобный Серафим заботился и духовно окормлял Дивеевскую обитель.
Преподобный Серафим Саровский почил в ночь на 2 января 1833 года. Он отошел ко Господу тихо, во время ночной молитвы, стоя на коленях.
Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых в 1903 году. В том же году мощи святого были открыты для всеобщего почитания. Второе обретение мощей святого Серафима, после утраты их в годы богоборчества, произошло в 1991 году.
19 января (6 января по ст.ст.). Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Господне — один из важнейших праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза: накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — чином великого освящения воды, который еще называют великой агиасмой, и второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.