Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 12–18 ноября в 2018 году — седмица 25-я по Пятидесятнице.
13 ноября (31 октября по ст.ст.). День памяти священномученика протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917).
Протоиерей Иоанн Кочуров стал первым священнослужителем Русской Церкви, принявшим мученическую смерть от безбожников в годы братоубийственной смуты.
В те дни в окрестностях Петрограда шли бои между сторонниками и противниками революции. Царское Село, где нес служение отец Иоанн, захватили красногвардейцы. Безбожники бездоказательно обвинили священника в том, что он помогал контрреволюционерам, предали издевательским пыткам и расстреляли на глазах у родных.
46-летний протоиерей Иоанн Кочуров, по воспоминаниям очевидцев, был незаурядной личностью: блестяще эрудированный, истовый проповедник, яркий миссионер. Он долгое время нес служение в США, где благодаря его усилиям несколько десятков инославных приняли Православие и построили первый православный храм в городе Чикаго. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, лично знавший убиенного, писал его вдове: «Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Спустя 77 лет слова святителя претворит в жизнь Архиерейский собор Русской Православной Церкви.
14 ноября (1 ноября по ст.ст.). День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии (III).
Эти святые почитаются не только православными, но и христианами других конфессий, как небесные покровители врачей. Братья Косма и Дамиан жили в III веке в Малой Азии, принадлежавшей тогда Римской империи. Родители-христиане воспитали детей в благочестии и отдали их в обучение одному известному лекарю. Ученики превзошли учителя: слава об их искусстве и необычайных исцелениях разошлась по многим городам и селениям. Тем не менее, сами Косьма и Дамиан не считали себя великими, отказываясь даже брать плату с исцеленных.
Известно только, что лишь однажды святой Дамиан принял три яйца от одной спасенной им христианки: «Во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.
Интересно, что предание Церкви знает еще две пары братьев-святых с такими же именами, живших примерно в то же время: Косму и Дамиана Римских и Аравийских.
15 ноября (2 ноября по ст.ст.). Празднование иконе Божией Матери «Одигитрия» Шуйская
Эту икону также называют Шуйско-Смоленской. Образ был написан в середине XVII века, когда в Русском царстве свирепствовала эпидемия чумы («моровой язвы»).
В течение нескольких дней с момента принесения иконы в шуйский Воскресенский храм люди стали целыми семьями посещать каждое богослужение. По преданию, горожане истово молились перед Шуйско-Смоленской иконой Небесной Царицы и только после этого чума стала отступать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, а затем полностью покинула город.
Грамота со свидетельством о более чем ста исцелениях была отправлена в Москву — царю и Святейшему Патриарху. Шуйский образ Пресвятой Богородицы стал почитаться в западнорусских землях как чудотворный, спасающий от болезней, моров и оберегающий на войнах.
18 ноября (5 ноября по ст.ст.). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол, 1917)
Избрание Владыки Тихона на возрожденный Патриарший престол состоялось на Поместном Соборе 1917–1918 годов.
Собравшиеся священнослужители и миряне долго не могли решить, кому же из архиереев суждено стать Патриархом. Три тура голосования показали, что есть три равных по авторитету и благочестию кандидата: митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий).
В конечном счете, судьбоносный для Церкви и всей России жребий вытянуть доверили старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву), пользовавшемуся всеобщим почетом иноку. Первым с начала XVIII века Патриархом велено было стать Владыке Тихону.
Недоброжелатели ранее нередко называли его «светским», критиковали за дружбу с творческой богемой и посещение театров. Но при этом «светский» Патриарх, по данным церковных историков, отличался необычайной истовостью в служении. Только за семь лет своего Предстоятельства 777 раз совершал Божественную литургию! И это в 1917–1925 годах — мрачные дни братоубийственной смуты, обновленческого раскола и воинствующего безбожия.
В те мрачные годы Церковь не могла позволить себе сосредоточиться исключительно на внутренней жизни. И пример ей подавал лично Предстоятель: Патриарх Тихон решительно осуждал Брестский мир, «красный террор» и вооруженное насилие в любых его проявлениях. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной», — пишет он в воззвании от 1 февраля 1918 года.