Статьи

Православная неделя с 1 по 7 октября. Димитрий Ростовский, Иннокентий Московский и икона Божией Матери «Целительница»

 

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 1–7 октября в 2018 году — девятнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

1 октября. День празднования иконе «Целительница»

История написания иконы Богоматери Целительница связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия. Один из церковнослужителей Викентий Бульвенинский имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из неё преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!»

И вот однажды Викентий тяжело заболел: у него почернел язык, и страшные боли доводили его до беспамятства. Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Её исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного.

Почувствовав себя совершенно здоровым, Викентий поднялся с постели и пошёл в церковь. Встав на клиросе, он начал петь со всеми, чем привёл окружающих в великое изумление. Это чудо и послужило поводом для написания иконы Богородицы «Целительница», которая вскоре стала неизменным украшением больничных храмов и часовен.

4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского

Димитрий, святитель, митрополит и чудотворец Ростовский, сын полкового сотника Саввы Григориева, по прозванию Туптало, родился близ Киева, в городке Макарове, в декабре 1651 г. и при крещении был назван Даниилом.

Наученный грамоте в доме родительском, юный Даниил поступил для дальнейшего образования в Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве. На 18-м году жизни Даниил постригся в монахи в Киевской Кирилловой обители, где и наречен был Димитрием. В 1669 г. посвящен был Димитрий в Каневе митрополитом Иосифом Тукальским во иеродиакона. В 1675 г. блюститель Киевской митрополии Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, вызвал Димитрия в Густынский Троицкий монастырь, где сам находился по случаю освящения храма, и там рукоположил его в иеромонаха, а потом назначил проповедником при кафедре Черниговской.

Молва о назидательных духовных поучениях Димитрия распространилась по Малороссии и Литве, так что многие обители приглашали его к себе. Движимый благочестивым усердием к утверждению колебавшегося в тех странах православия, Димитрий начал проповедовать в Литве, в Виленском Свято-Духовом монастыре и в Слуцком Преображенском. Возвратясь через три года в Малороссию, поступил он в Николаевский Крупицкий монастырь в городе Батурине.

В 1681 г. Димитрий посвящен был во игумена Преображенской Максаковской обители, что близ города Борзны, а через год переведен в Батуринский монастырь, где вскоре отказался от настоятельства и пожелал жить в монастыре уединенно. В это время пригласил к себе Димитрия архимандрит Киево-Печерского монастыря, Варлаам, и предложил ему заняться собранием, исправлением и изданием книг житий святых («четьих миней»), почитаемых Греко-Российскою Церковью. Димитрий переселился в Лавру и приступил к великому труду.

В 1686 г. гетман Мазепа и духовенство Батуринское уговорили Димитрия вновь принять настоятельство в Батуринском монастыре. Гетман, отправляясь в Москву, взял с собою и Димитрия. Там поднесли они царям Иоанну, Петру и царевне Софии первую часть Димитриевой четьи-минеи. По возвращении в монастырь, Димитрий, для более успешного продолжения труда своего, отказался от настоятельства и уединился в келии, которую в дневных своих записках называет скитом.

В 1697 г. Димитрий был назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, где вскоре был произведен в архимандрита Черниговского Успенского, Елецким именуемого, монастыря, а в 1699 г. переведен в Новгород-Северский монастырь. В 1701 г. государь Петр I повелел призвать архимандрита Димитрия в Москву. Там, из уважения к трудам и познаниям святого, Петр Алексеевич пожаловал ему кафедру митрополита Тоболького и Сибирского. Государь, желая распространить свет христианства среди Сибирских инородцев, избрал для сего достойного проповедника Слова Божия. Но назначением сим свт. Димитрий воспользоваться не мог: и по нездоровью своему, и из-за труда своего, который он должен был довершить. Ему дозволено было остаться в Москве. Через год открылась вакансия Ростовской и Ярославской митрополии, на которую Димитрий и был определен в 1702 г., января 4-го.

Приступив к управлению своей паствой, новый святитель Ростовский разослал к священнослужителям два окружных наставления с изъяснением их обязанностей в отношении себя и чад духовных. Чтобы впредь предуготовить для Церкви способнейших служителей, он открыл в Ростове семинарию. В то время и в Ростове, и в Ярославле было много раскольников, главные учителя которых, укрываясь в Брынских лесах, распространяли противное православной церкви учение. Для утверждения паствы своей в православии, заботливый пастырь принужедн был часто объезжать свою епархию, а для обличения раскольнических заблуждений сочинил он книгу под названием «Розыск о раскольнической Брынской вере», которую разослал в списках при окружном своем послании ко всем духовным властям Ростовской епархии.

Сверх того, занимался он неослабно и другими пастырскими делами: писал народные поучения, сочинял на разные случаи наставления, размышления и тому подобное. Уже слабое, а от тяжких трудов еще более расстроенное здоровье святителя Димитрия, не позволило Ростовской пастве долго пользоваться наставлениями своего владыки. Он управлял епархией только семь лет.

Преставился святитель в 1709 г, октября 28-го. Погребен он был, по завещанию своему, в Ростовском Иаковлевом монастыре. При перестройке монастырской церкви в 1752 г. обретены были 21-го сентября нетленные мощи свт. Димитрия. По освидетельствовании и точном удостоверении в нетленности мощей, а также в чудесах, от них происходивших, Православная Российская Церковь (в 1757 г., апреля 22-го) причислила свт. Димитрия к лику святых и празднует память сего чудотворца 28-го октября, в день его кончины, и 21-го сентября, в день обретения мощей.

Тогда же поручено было митрополиту Ростовскому, Арсению, составить жизнеописание святого. Службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский. Нетленные мощи святителя Димитрия почивают открыто в юго-западном углу соборного храма во имя Зачатия св. Анны, в серебряной раке, устроенной благочестием императрицы Елизаветы Петровны. Переложение мощей из прежней раки во вновь устроенную последовало в 1763 г., мая 25-го, в присутствии императрицы Екатерины II, прибывшей для сего из Москвы в Ростов после царского своего венчания.

6 октября. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (26.VIII.1797 — 31. III. 1879), прославлен Русской Православной Церковью 6.X.1977.

Родился он в селе Ангинском Иркутской епархии. Апостол Америки и Сибири свое благовестие пронес «даже до края земли»: на Алеутские острова (с 1823 г.), на шести наречиях местных племен, на о. Ситху (с 1834 г.), среди колошей (тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.) и Северной Америке (в 1857 г.): в Амурском и Уссурийском крае (с 1860 г.).

Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентий перевел на алеутский язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал на этом языке одно из лучших творений Православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное»; в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и Богослужение на своем родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с Апостолом Японии — святителем Николаем, передав ему свой духовный опыт. Замечательный проповедник, святитель Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 5.I.1868 по 31.III.1879). Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23).