Елена Есаулова имеет грамоты за просветительскую и профессиональную деятельность. Призер конкурсов «Матушка года» и «Священник года» в номинациях «Лучший рассказ о матушке» и «Лучший рассказ о священнике» (2016, 2018 годы). Автор книги «Путь домой», соавтор сборников «Осень жизни — время золотое», «Доля Евы», «Разрешение жить» (общий тираж — 25 тыс. экз.; издательство «Воскресение», издательство Сретенского монастыря, издательство Данилова монастыря). Сборник «Осень жизни — время золотое» выдвинут на соискание независимой интернациональной интернет-премии «На благо мира» за гуманизм в искусстве и общественной деятельности.
«Доля Евы»
Женщина — немощнейший сосуд, писал апостол Петр. Но, может быть, именно в этой немощи и кроется особая сила женщины, и кротость, смирение и терпение помогают не сломаться среди житейских бурь? Такими были самые известные литературные героини: тургеневская Лиза Калитина, пушкинская Татьяна Ларина, толстовская Наташа Ростова. А есть ли в современной литературе героини, подобные хрестоматийным Лизе, Татьяне, Наташе? Со всеми их прекрасными душевными качествами, без скидки на то, что, мол, «время сейчас другое»? Конечно, есть, уверены писательницы Елена Есаулова и Мария Сараджишвили. Именно о таких женщинах они написали свои рассказы для совместного сборника «Доля Евы», который вышел недавно в московском издательстве «Воскресение».
Елена и Мария публикуются под одной обложкой не впервые. Совместно с еще одной известной православной писательницей, Инной Андреевой, они участвовали в сборнике «Осень жизни» того же издательства «Воскресение». Творчество двух писательниц очень разное. Сюжеты Елены Есауловой полны трагизма. И хотя у большинства из них — светлый финал, идти к нему героям приходится через несправедливость, слезы и страдания. Совсем по-иному представляет подчас очень схожие ситуации Мария Сараджишвили. Ее рассказы — это бесконечный «смех сквозь слезы», теплый грузинский юмор в духе лучших фильмов Данелии, поразительное умение самые сложные жизненные ситуации воспринимать, что называется, шутя. Но какими бы разными ни казались произведения писательниц, очевидно, что они выступают единым фронтом в стремлении показать, что и сегодня в литературе (а в случае с Сараджишвили и Есауловой — и в жизни, так как их произведения основаны на реальных событиях) есть женщины, преданные семье, дому и своему долгу, терпеливо и без ропота несущие свой крест. И пусть женские образы, воплощенные авторами сборника, пока не стали в один ряд хрестоматийными, а имена их героинь — нарицательными, совершенно точно, что многим читателям — и, в особенности, читательницам — они помогут по-другому взглянуть на долю Евы и ощутить не только ее бремя, но и благо.
«Осень жизни — время золотое»
Сборнику, посвященному неизбежному отрезку земного человеческого бытия, которое мы именуем старостью, издательство «Воскресение» дало оптимистическое название «Осень жизни — время золотое».
Затронуть тему, которая в современном обществе по умолчанию считается если не табуированной, то, по крайней мере, «неудобной», взялись Мария Сараджишвили, Елена Есаулова и Инна Андреева.
Заговорить о том, о чем многие из нас предпочитают даже не думать, авторы решили не только ради напоминания, что старость это то, с чем гарантированно столкнется каждый из нас. Но и потому, что уверены: старость — это не пугающая неизбежность, но время, открывающее человеку поистине удивительные горизонты и возможности. В сборнике три известные православные писательницы представили свои рассказы, ярко это утверждение иллюстрирующие. И хотя все участницы столь необычного литературного проекта — женщины молодые, писательский опыт позволил им весьма глубоко исследовать тему человеческого старения — как процесса в первую очередь духовного.
Елена Есаулова, произведения которой открывают сборник, дебютировала в художественной прозе недавно и весьма успешно. В литературу она пришла из журналистики; возможно, именно этот опыт позволяет писательнице сохранять гибкий угол зрения и в творчестве ценить не букву, а дух. В сборник, посвященный теме старости, она включила рассказы, главные герои которых далеко не всегда люди в почтенных годах, как того требует тематика книги. Такие персонажи у Есауловой чаще всего эпизодические, порой находящиеся едва ли не на периферии сюжета. Но выписанные так, что в итоге именно они и задают тон повествованию и наполняют его смыслом.
Так, например, в рассказе «Главный день Ивана Петровича» центральный персонаж — молодая девушка по имени Эле, круглая сирота, бывшая детдомовка. С тех пор, как Эле устроилась подрабатывать уборщицей в дом престарелых, у нее появляется цель: отыскать сына одного из его обитателей, парализованного старика по имени Иван Петрович. Иван Петрович не может говорить — только немного писать правой, действующей рукой. Он однажды «рассказывает» Эле свою горькую историю о брошенном когда-то сыне и своем глубоком раскаянии в этом поступке. «Он очень хотел увидеть Костю и повиниться, попросить у него прощения. От отчаяния и бессилия Петрович не спал ночами и беззвучно плакал, прося сам не зная у кого о помощи и милости. И помощь пришла…». Показав, как от равнодушия и грехов молодости Иван Петрович пришел на закате жизни к слезному покаянию, Елена Есаулова как бы иллюстрирует слова апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).
В другом рассказе, «Алое и белое», старая женщина, 90-летняя Никаноровна, и вовсе лишь несколько раз упоминается в тексте: главная героиня, третьеклассница Тайка, когда-то с матерью снимала у Никаноровны комнату, и старушка рассказывала девочке о Боге. И вот, однажды, когда в семье наступили тяжелые времена, Тайка зашла в церковь, стала перед иконой Спасителя — она узнала Его, потому что видела такой же образ дома у Никаноровны, и неумелыми словами детской молитвы, которая, как известно, самая доходчивая, изменила свою жизнь. Духовный опыт старого человека помог человеку, только начинающему жить.
«Разрешение жить»
Книга представляет собой сборник рассказов и публицистических статей, посвященных теме сохранения жизни в материнской утробе.
Известно, что в России ежегодно делается от 3 до 4 миллионов абортов, и по числу абортов наша страна занимает печальное 1-е место в мире. Этой книгой издатели решить убедить своего читателя, что к нерожденному ребенку надо относиться как к человеку.
Здесь собраны правдивые жизненные истории православных писателей, размышления и исследования священников, врачей и общественных деятелей, а также приведена справочная информация о Центрах защиты материнства. В конце книги даются молитвы для тех, кто раскаивается в грехе детоубийства.
Почему эта книга о любви? Да потому что рождение детей — это всегда знак любви. Любви, которую Бог проявляет к человеку. И если вдруг женщина идет на аборт, соглашается на убийство, она, по сути, отвергает любовь Творца, отказывается от дара, который преподносит ей Сам Господь.
Каждый представленный в этом сборнике художественный рассказ повествует свою историю, но в целом они об одном — о женщине и ее ребенке, порой о трудном выборе, о смелости, о том, что настоящая женщина никогда не совершит детоубийства, потому что понимает, что от дара не отказываются. И, хотя на страницах этой книги представлены рассказы самых разных авторов: Марии Сараджишвили, Елены Есауловой, Ольги Зиненко, Мирослава Бакулина, Елены Кучеренко, общей и главной для всех можно сделать концовку из рассказа Елена Есауловой «Где ты, Леша?»:
«Через минуту в платном мед- центре раздался телефонный звонок.
Надежду Ковалевскую, что на аборт записалась, вычеркивай — она передумала, — крикнула медсестре хорошенькая администратор, похожая на куклу Барби».
Отдельно хочется упомянуть представленные в сборнике публицистические статьи. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской протоиерей Димитрий Смирнов утверждает, что сегодня Россия живет с абортивным сознанием. «Что происходит сегодня с человеком в России? <…> Взять хотя бы современную женщину. Во что она верит? Она абсолютно уверена, что поступает правильно, убивая своего ребенка в утробе. Возможно, она думает, что будет жить вечно и никогда не предстанет перед Богом и не даст ответ за свои поступки. Я же считаю, что такое отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку — это обыкновенный фашизм, такой же фашизм, с каким наша страна столкнулась 75 лет назад в Отечественной войне. И, думаю, дальше будет только хуже.», — размышляет отец Димитрий.
Сборник «Разрешение жить» — книга не только очень светлая, но и нужная. Она дает читателю много необходимой и полезной информации. Чего только стоит приведенный в книге пересказ лекции иеромонаха Димитрия (Першина) «Когда начинается жизнь человека?», в которой он подробно разбирает и анализирует различные научные концепции в отношении абортов в самых разных странах.
Отдельно хочется отметить справочный материал, представленный в книге. Ведь часто так случается, что люди, оказавшись в трудной ситуации, даже не знают, куда им обратиться, с кем посоветоваться. В приложении к сборнику указаны Центры защиты материнства, куда со своими проблемами могут обратиться беременные женщины и женщины с малолетними детьми. Все Центры представлены по епархиям, и о каждом дается подробная информация: адрес, телефон, время работы, имя руководителя и какую конкретно помощь (вещи, продукты, ночлег) могут получить беременные женщины и матери с детьми, оказавшиеся в нелегкой жизненной ситуации.
Книги можно приобрести в сети магазинов «Читай-Город», а также через Интернет: на портале Ozon.ru и в православном интернет-магазине «Воскресение» (pmvs.ru)
Авторы рецензий — Анна Шепелева и Петр Селинов