Статьи

Елена Есаулова: Без Бога жизнь — тоскливый путь в бездну

Одним из экспертов, проводив­ших свою площадку на прошедшей выставке-ярмарке «Сибирь Право­славная», стала Елена Есаулова — красноярский журналист, публи­цист, литератор, редактор сайта sobor24.ru. Она публикуется в феде­ральных православных и обществен­но-политических СМИ, в том числе в изданиях Беларуси, Украины, Сер­бии, а «Православному слову Сибири» больше известна как внештатный автор, добрый и чуткий друг и про­сто талантливый и православный человек. С ней мы поговорили о взгля­дах на жизнь и творчество, о планах и мечтах, и попросили совета.

— Елена, что вас вдохновля­ет на написание текстов?

Вдохновляют люди, чьи жизни меняет вера в Господа. Как в притче о блудном сыне, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­падал и нашелся» (Лк. 15:24). Это самое важное, мне кажется. Мы, в силу своей греховной природы, норовим так все запутать и испор­тить, упасть низко, а Бог, любящий нас и прощающий, способен испра­вить самое негодное и восстановить человеческую личность. Это всегда радует. И не дает возгордиться.

Вдохновляют проявления силы духа, незаметные подвиги, милосер­дие и смирение. Некоторые явления и события в современном мире — как позитивные, так и негативные. О последних писать сложно, но не­обходимо.

— Назовите пять самых важ­ных вещей в своей жизни?

Самое важное для меня это Господь, семья, творчество, люди и новые знания. Без Бога жизнь — тоскливый путь в бездну, провере­но на себе. Ни деньги, ни чувства, ни путешествия от этой тоски не избавляют. Семья — тут все по­нятно. Люблю своих детей, мужа, родителей и сестру. Это всем по­нятно и у всех так. Про творчество скажу еще отдельно. Кстати, кино очень люблю, иногда даже слишком. Люди… Если к ним при­смотреться, задать вопросы — от­кроешь целый космос. У меня часто бывает так, что случайная встреча, в автобусе, например, дает пищу для новых историй. К людям надо внимательно относиться. Нра­вится изучать новое, погружаться в то, о чем не знала. Видимо, это га­зетная привычка. Привлекательны темы здоровья, спорта, технологии, новые веяния в психологии… Линг­вистика интересует очень.

— Кто ваш любимый батюш­ка, какой приход в Красноярске вам больше всего по душе?

Мой любимый священник — отец Александр Глушанков. Он слу­жит в храме Александра Невского. Это очень добрый, умный и кроткий человек. И он очень любит людей. С большим уважением отношусь к отцу Димитрию Любочко, обра­зованный и деятельный батюшка. У этих отцов порой прошу совета в житейских ситуациях. Александро- Невский приход, где мы воцерков- лялись семьей, до сих пор считаем своим родным, хотя мы переехали и теперь ходим в другие храмы.

Русским православным журналистам помогает Бог, энтузиазм и врожденная креативность

— В одном из интервью вы писали, что «Божьи чудеса происходят всюду». А какое самое большое чудо в жизни случалось у вас?

Есть очень личные чудеса, о которых я пока не готова гово­рить. А о том, что сказать можно. Пожалуй, самое большое чудо — Божья помощь и любовь в раз­ных ситуациях, серьезных и мел­ких. Скажу словами из Псалмов: «Что есть человек, что ты помнишь его»? Чудом считаю то, что встре­чаю множество прекрасных людей, что статьи и книги мои читаются, и к ним пишутся хорошие отзывы.

— Какие у вас мечты, планы?

Мечты у меня, как у вся­кой творческой личности, разноо­бразны. Вопрос, какая мечта станет реальностью — главный (смеется). Мечтаю начать писать сценарии — для кино и театра, хотела бы ставить спектакли, небольшой сценарно-ре­жиссерский опыт у меня есть.

Много лет назад я работала в замечательной библиотеке име­ни А. Блока в Академгородке. При ней работал театральный кружок для пенсионеров. Я писала пьески для этих талантливых пенсионеров, и мы их ставили. Постановки дела­ли на различные праздничные даты. Было весело. Хотелось бы это чув­ство вновь испытать. Когда то, что ты изложил на бумаге, превращает­ся в действо — переживаешь непере­даваемые ощущения.

Сейчас я дружу с замечательной красноярской тележурналисткой Ириной Долгушиной, она обеща­ла меня научить писать сценарии. Словом, возможностей множество, осталось найти силы, преодолеть рутину и текучку и начать действо­вать.

Хочу вновь начать писать фэнтэзи, был у меня такой опыт. Есть написанная повесть в стиле город­ской антиутопии, она долго висела на одной литературном сайте, люди читали, хвалили. Может быть, переосмыслю, подправлю, с учетом но­вых реалий, и найду издателя. Вещь любопытная.

— О чем ваша новая книга «Доля Евы»?

Про жизнь женщин, иду­щих к свету, через различные жиз­ненные испытания. Книга написана в соавторстве с известной писатель­ницей из Грузии Марией Сарад- жишвили. Она просто гениальна, на мой взгляд — и юмор, и духов­ность, и слог легкий. Мы уже второй сборник выпускаем вместе. Наде­юсь, читатели откроют через наше творчество что-то для себя.

— А вообще, тяжело ли это: современному автору найти дорогу к читателю?

Вопрос не прост. Сейчас очень многие, в том числе и православные авторы, издают книги за свой счет, сами продают. И пишут неплохо! Я знакома с несколькими земляка­ми, которые таким образом само­выражаются. А вот для того, чтобы твои книги выпустило издательство, да еще хорошим тиражом, стоит приложить усилия — писать издате­лям, не унывать, если отказывают, сотрудничать со СМИ.

Не все из пишущих хотят и мо­гут заниматься самопродвижением, но есть отличные примеры успеха в этой области. Моя подруга из Но­восибирска, Марина Куфина — за­мечательный верующий человек, бухгалтер по профессии, в свобод­ное время пишет стихи и рассказы. Не стесняется списываться с журна­лами и газетами, и ее охотно печата­ют. Думаю, до книги не далеко.

Есть еще нюанс. Не все литера­торы готовы к редакторской правке. А без нее никто не будет издавать твою «нетленку». Сама как редактор сталкивалась с тем, что люди бьют­ся за каждую букву насмерть, не по­зволяют править текст.

Что до меня — мои произведе­ния рождаются тяжело, а выпуска­ются легко. Слава Богу. Издатели очень добры ко мне. Кажется, не­заслуженно. Подозреваю, что так будет не всегда.

Самое важное для меня — Господь, семья, творчество, люди и новые знания

— А что вы думаете о право­славной журналистике сегодня? Какое у нее будущее?

Мне кажется, то, что право­славная журналистика есть, уже хорошо. Радует обилие интернет- сайтов, журналов — общероссий­ских, епархиальных и приходских. Мы имеем возможность через наши СМИ рассказывать обо всем добром, что делает Церковь, гово­рить об основах нашей веры, о при­ходской жизни, свидетельствовать о чудесах Божиих. Сложнее с кри­тическими материалами, но и они тоже пишутся и читаются. Хотя про­блемные статьи на православные темы писать очень сложно. Нужна мудрость, так сказать, духовная, чтобы объективно высветить ситу­ацию и не оттолкнуть ищущего чи­тателя. Ну и православных телека­налов у нас маловато, к сожалению. На нашу огромную страну их нужно гораздо больше.

О будущем православной жур­налистики мне судить сложно. И сейчас очень мало авторов, есть

нехватка компетентных экспер­тов, и непонятно, откуда их брать в дальнейшем. Это все, на мой взгляд, и мешает развитию. Помо­гает — конечно, Господь, энтузи­азм верных Церкви людей и наша врожденная креативность. Русский человек всегда что-нибудь приду­мает, чтобы сделать дело не просто хорошо, а всем на удивление.

— Что бы вы пожелали православным «коллегам по цеху» — журналистам, писателям?

Интересных встреч, ярких сюжетов, незанудных произведе­ний. Думать о том, как отзовется слово, выходящее из-под твое­го пера. Быть более открытыми к окружающему миру — если не бояться общаться с людьми, можно наловить море тем для статей. Искать неизбитые фор­маты и оригинальные способы подачи информации. Не вестись на провокации и не вступать в длинные и бесполезные дискуссии с теми, кто ненавидит Православие.

И, самое главное — не увлекать­ся политикой. К слову, для меня за­гадка: как православный человек может быть активистом протестного движения? Когда в Писании есть прямое указание — молиться за на­чальствующих и власти. Это не оз­начает, конечно, соглашательства со всеми неприглядными действиями власть придержащих. Но демонизи­ровать этих самых начальствующих, постоянно писать о них злые тексты, посты в соцсетях, муссировать эти темы — зачем? Спаситель, вообще-то, никого на демонстрации против кесаря не выводил, к революции не призывал. А у нас же есть даже пра­вославные издания, позиционирую­щиеся как оппозиционные.

Вопросы задавала редакция «Православного слова Сибири»

Елена Есаулова имеет грамоты за просветительскую и профессиональную деятельность. Призер конкурсов «Матушка года» и «Священник года» в номинациях «Лучший рассказ о матушке» и «Лучший рассказ о священнике» (2016, 2018 годы). Автор книги «Путь домой», соавтор сборников «Осень жизни — время золотое», «Доля Евы», «Разрешение жить» (общий тираж — 25 тыс. экз.; издательство «Воскресение», издательство Сретенского монастыря, издательство Данилова монастыря). Сборник «Осень жизни — время золотое» выдвинут на соискание независимой интернациональной интернет-премии «На благо мира» за гуманизм в искусстве и общественной деятельности.

 «Доля Евы»

Женщина — немощнейший со­суд, писал апостол Петр. Но, мо­жет быть, именно в этой немощи и кроется особая сила женщины, и кротость, смирение и терпение помогают не сломаться среди жи­тейских бурь? Такими были самые известные литературные героини: тургеневская Лиза Калитина, пуш­кинская Татьяна Ларина, толстов­ская Наташа Ростова. А есть ли в современной литературе героини, подобные хрестоматийным Лизе, Татьяне, Наташе? Со всеми их пре­красными душевными качествами, без скидки на то, что, мол, «вре­мя сейчас другое»? Конечно, есть, уверены писательницы Елена Есаулова и Мария Сараджишвили. Именно о таких женщинах они на­писали свои рассказы для совмест­ного сборника «Доля Евы», кото­рый вышел недавно в московском издательстве «Воскресение».

Елена и Мария публикуются под одной обложкой не впервые. Совместно с еще одной известной православной писательницей, Ин­ной Андреевой, они участвовали в сборнике «Осень жизни» того же издательства «Воскресение». Творчество двух писательниц очень разное. Сюжеты Елены Есауловой полны трагизма. И хотя у большинства из них — светлый финал, идти к нему героям при­ходится через несправедливость, слезы и страдания. Совсем по-иному представляет подчас очень схожие ситуации Мария Сараджишвили. Ее рассказы — это бес­конечный «смех сквозь слезы», теплый грузинский юмор в духе лучших фильмов Данелии, по­разительное умение самые слож­ные жизненные ситуации вос­принимать, что называется, шутя. Но какими бы разными ни каза­лись произведения писательниц, очевидно, что они выступают единым фронтом в стремлении показать, что и сегодня в литера­туре (а в случае с Сараджишвили и Есауловой — и в жизни, так как их произведения основаны на реальных событиях) есть жен­щины, преданные семье, дому и своему долгу, терпеливо и без ропота несущие свой крест. И пусть женские образы, вопло­щенные авторами сборника, пока не стали в один ряд хрестоматий­ными, а имена их героинь — нари­цательными, совершенно точно, что многим читателям — и, в осо­бенности, читательницам — они помогут по-другому взглянуть на долю Евы и ощутить не только ее бремя, но и благо.

«Осень жизни — время золотое»

Сборнику, посвященному не­избежному отрезку земного че­ловеческого бытия, которое мы именуем старостью, издательство «Воскресение» дало оптимисти­ческое название «Осень жизни — время золотое».

Затронуть тему, которая в со­временном обществе по умол­чанию считается если не табуи­рованной, то, по крайней мере, «неудобной», взялись Мария Сараджишвили, Елена Есаулова и Инна Андреева.

Заговорить о том, о чем мно­гие из нас предпочитают даже не думать, авторы решили не только ради напоминания, что старость это то, с чем гарантирован­но столкнется каждый из нас. Но и потому, что уверены: старость — это не пугающая неизбежность, но время, открывающее челове­ку поистине удивительные гори­зонты и возможности. В сборни­ке три известные православные писательницы представили свои рассказы, ярко это утверждение иллюстрирующие. И хотя все участницы столь необычного ли­тературного проекта — женщины молодые, писательский опыт по­зволил им весьма глубоко иссле­довать тему человеческого ста­рения — как процесса в первую очередь духовного.

Елена Есаулова, произведе­ния которой открывают сборник, дебютировала в художественной прозе недавно и весьма успеш­но. В литературу она пришла из журналистики; возможно, именно этот опыт позволяет пи­сательнице сохранять гибкий угол зрения и в творчестве ценить не букву, а дух. В сборник, посвящен­ный теме старости, она включила рассказы, главные герои которых далеко не всегда люди в почтен­ных годах, как того требует те­матика книги. Такие персонажи у Есауловой чаще всего эпизодиче­ские, порой находящиеся едва ли не на периферии сюжета. Но вы­писанные так, что в итоге именно они и задают тон повествованию и наполняют его смыслом.

Так, например, в рассказе «Главный день Ивана Петрови­ча» центральный персонаж — молодая девушка по имени Эле, круглая сирота, бывшая детдо­мовка. С тех пор, как Эле устро­илась подрабатывать уборщицей в дом престарелых, у нее появля­ется цель: отыскать сына одного из его обитателей, парализован­ного старика по имени Иван Пе­трович. Иван Петрович не может говорить — только немного пи­сать правой, действующей рукой. Он однажды «рассказывает» Эле свою горькую историю о брошен­ном когда-то сыне и своем глубо­ком раскаянии в этом поступке. «Он очень хотел увидеть Костю и повиниться, попросить у него прощения. От отчаяния и бес­силия Петрович не спал ноча­ми и беззвучно плакал, прося сам не зная у кого о помощи и милости. И помощь пришла…». Показав, как от равнодушия и грехов моло­дости Иван Петрович пришел на закате жизни к слезному покая­нию, Елена Есаулова как бы иллюстрирует слова апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Если внешний наш человек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).

В другом рассказе, «Алое и бе­лое», старая женщина, 90-летняя Никаноровна, и вовсе лишь не­сколько раз упоминается в тексте: главная героиня, третьеклассница Тайка, когда-то с матерью сни­мала у Никаноровны комнату, и старушка рассказывала девоч­ке о Боге. И вот, однажды, когда в семье наступили тяжелые време­на, Тайка зашла в церковь, стала перед иконой Спасителя — она уз­нала Его, потому что видела такой же образ дома у Никаноровны, и неумелыми словами детской молитвы, которая, как известно, самая доходчивая, изменила свою жизнь. Духовный опыт старого человека помог человеку, только начинающему жить.

«Разрешение жить»

Книга представляет собой сборник рассказов и публицисти­ческих статей, посвященных теме сохранения жизни в материнской утробе.

Известно, что в России ежегод­но делается от 3 до 4 миллионов абортов, и по числу абортов наша страна занимает печальное 1-е ме­сто в мире. Этой книгой издатели решить убедить своего читателя, что к нерожденному ребенку надо относиться как к человеку.

Здесь собраны правдивые жизненные истории православ­ных писателей, размышления и исследования священников, вра­чей и общественных деятелей, а также приведена справочная ин­формация о Центрах защиты ма­теринства. В конце книги даются молитвы для тех, кто раскаивается в грехе детоубийства.

Почему эта книга о любви? Да потому что рождение детей — это всегда знак любви. Любви, ко­торую Бог проявляет к человеку. И если вдруг женщина идет на аборт, соглашается на убийство, она, по сути, отвергает любовь Творца, отказывается от дара, кото­рый преподносит ей Сам Господь.

Каждый представленный в этом сборнике художественный рас­сказ повествует свою историю, но в целом они об одном — о женщине и ее ребенке, порой о трудном выбо­ре, о смелости, о том, что настоящая женщина никогда не совершит дето­убийства, потому что понимает, что от дара не отказываются. И, хотя на страницах этой книги представле­ны рассказы самых разных авторов: Марии Сараджишвили, Елены Есауловой, Ольги Зиненко, Миро­слава Бакулина, Елены Кучеренко, общей и главной для всех можно сделать концовку из рассказа Елена Есауловой «Где ты, Леша?»:

«Через минуту в платном мед- центре раздался телефонный зво­нок.

Надежду Ковалевскую, что на аборт записалась, вычеркивай — она передумала, — крикнула медсе­стре хорошенькая администратор, похожая на куклу Барби».

Отдельно хочется упомянуть представленные в сборнике пу­блицистические статьи. Предсе­датель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты мате­ринства, настоятель храма Святи­теля Митрофана Воронежского на Хуторской протоиерей Димитрий Смирнов утверждает, что сегодня Россия живет с абортивным созна­нием. «Что происходит сегодня с человеком в России? <…> Взять хотя бы современную женщину. Во что она верит? Она абсолютно уверена, что поступает правильно, убивая своего ребенка в утробе. Возможно, она думает, что будет жить вечно и никогда не предста­нет перед Богом и не даст ответ за свои поступки. Я же считаю, что такое отношение женщины к своему еще не родившемуся ребен­ку — это обыкновенный фашизм, такой же фашизм, с каким наша страна столкнулась 75 лет назад в Отечественной войне. И, думаю, дальше будет только хуже.», — размышляет отец Димитрий.

Сборник «Разрешение жить» — книга не только очень светлая, но и нужная. Она дает читателю много необходимой и полезной ин­формации. Чего только стоит при­веденный в книге пересказ лекции иеромонаха Димитрия (Першина) «Когда начинается жизнь челове­ка?», в которой он подробно раз­бирает и анализирует различные научные концепции в отношении абортов в самых разных странах.

Отдельно хочется отметить справочный материал, представ­ленный в книге. Ведь часто так случается, что люди, оказавшись в трудной ситуации, даже не зна­ют, куда им обратиться, с кем посоветоваться. В приложении к сборнику указаны Центры за­щиты материнства, куда со своими проблемами могут обратиться бе­ременные женщины и женщины с малолетними детьми. Все Цен­тры представлены по епархиям, и о каждом дается подробная ин­формация: адрес, телефон, вре­мя работы, имя руководителя и какую конкретно помощь (вещи, продукты, ночлег) могут получить беременные женщины и матери с детьми, оказавшиеся в нелегкой жизненной ситуации.

Книги можно приобрести в сети магазинов «Читай-Город», а также через Интернет: на портале Ozon.ru и в православном интернет-магазине «Воскресение» (pmvs.ru)

Авторы рецензий — Анна Шепелева и Петр Селинов