Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 7 мая — 13 мая в 2018 году — пятая седмица (неделя) по Пасхе.
На пятой седмице после Светлого Христова Воскресения приближается окончание Пасхального периода (Вознесение Господне в 2018 году выпадает на 17 мая). Однако пока еще верующие по-прежнему встречают друг друга приветствием «Христос Воскресе!», за богослужениями так же читается пасхальный тропарь, а клирики всё еще облачены в праздничные красные одежды.
8 мая — день памяти апостола и евангелиста Марка (+68)
Значение трудов этого апостола из 70-ти хорошо понятно каждому хоть немного воцерковленному человеку. Именно апостол Марк написал вторую часть Четвероевангелия, которая считается воспроизведением того, что автор слышал от апостола Петра, своего учителя.
Образное и живое, Евангелие от Марка было адресовано не столько иудеям, сколько представителям других этносов Римской империи, желавшим узнать об учении Христа — вчерашним язычникам. Апостол многократно подчеркивает, что с приходом Спасителя не одни только иудеи, но все народы мира получили возможность обрести Спасение.
Помимо этого, апостол Марк вошел в историю Церкви как основатель епископской кафедры в Александрии. Он много путешествовал, проповедуя учение Христа от Рима до отдаленных областей Африки. Мученическую смерть святой встретил в Александрии: язычники схватили его прямо во время богослужения и предали мученической казни весной 68 (по другим данным — 63) года.
9 мая — день памяти святителя Стефана, епископа Пермского (+1396)
Святитель Стефан, живший во второй половине XIV века, прославился, прежде всего, тем, что обратил в Православие коренных жителей Урала — «зырян» (с ХХ века этот народ в русской традиции принято именовать в соответствии с самоназванием — коми).
Уже сами по себе эти труды были непростыми: святой Стефан с нуля создал для коми алфавит, перевел на него с русского и греческого Святое Евангелие, жития святых и богослужебные тексты. Требовали они и личного мужества, упорства в диспутах с языческими жрецами. Однажды, как повествует предание, святой Стефан даже не побоялся войти в горящую избу и нырнуть в прорубь, чтобы засвидетельствовать зырянам силу православной веры. Его стараниями большая часть коми приняла Православие, а почти все языческие капища были разрушены. В 1383 году в Перми была учреждена архиерейская кафедра, первым епископом на которой стал сам Стефан.
Будучи нетерпимым к тем, кто продолжал тайно поклоняться идолам, святой до последних дней оставался добрым и заботливым пастырем. Епископ Стефан многократно хлопотал перед московским князем об уменьшении налогов для коми, их защите от воинственных соседей, не допуская при этом русификации коми и с уважением относясь к их языку и культуре.
Вне всякого сомнения, именно святителя Стефана Пермского следует считать продолжателем апостольского служения в истории Русской Церкви и основоположником отечественной традиции миссионерского служения.
Также 9 мая, в государственный праздник День Победы, определением Архиерейского Собора 1994 г. в Русской Православной Церкви установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, другими словами — всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
13 мая — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
В шестое воскресенье после Светлого Христова Воскресения Церковь вспоминает одно из чудес Спасителя, совершенных Им во время Своего земного пути: исцеление слепого от рождения человека (Ин. 9:1-38). Прежде всего, в этом евангельском эпизоде аллегорически показан слепой духовно грешный мир, который призван просветить и спасти Иисус Христос: «Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9:5)».
Не менее важным в исцелении слепого является и столкновение двух заветов: Старого и Нового. Жившие по ветхозаветным правилам иудеи верили, что всякий недуг ниспосылается человеку за грехи; либо предков, либо собственных — в утробе матери. Иисус Христос же ясно говорит ученикам: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9:3)».
Законоучителей-фарисеев, узнавших о чуде, возмутило, что Спаситель совершил его в субботу — день, когда верующим иудеям предписывалось хранить покой и избегать любой деятельности. Кроме того, им оказался неприятен сам факт того, что «грешный человек» творит чудеса. Вызвав исцеленного слепца к себе, фарисеи всяческими ухищрениями стремились отрицать действительность чуда или перетолковать его.
Но прозревший не попадается в их сети и прямо говорит: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин.9:31)». В конце же отрывка он прямо признает Иисуса Христа Спасителем и Сыном Божиим (Ин.9:38).