Статьи

Православная неделя с 14 по 20 ноября: День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии и день памяти преподобного Варлаама Хутынского

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 14–20 ноября в 2022 году — двадцать третья седмица (неделя) по Пятидесятнице.

14 ноября (1 ноября по ст. ст.). День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии (III)

Эти святые почитаются не только православными, но и христианами других конфессий, как небесные покровители врачей. Братья Косма и Дамиан жили в III веке в Малой Азии, принадлежавшей тогда Римской империи. Родители-христиане воспитали детей в благочестии и отдали их в обучение одному известному лекарю. Ученики превзошли учителя: слава об их искусстве и необычайных исцелениях разошлась по многим городам и селениям. Тем не менее, сами Косьма и Дамиан не считали себя великими, отказываясь даже брать плату с исцеленных.

Известно только, что лишь однажды святой Дамиан принял три яйца от одной спасенной им христианки: «Во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Интересно, что предание Церкви знает ещё две пары братьев-святых с такими же именами, живших примерно в то же время: Косму и Дамиана Римских и Аравийских.

18 ноября (5 ноября по ст. ст.). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол, 1917)

Избрание владыки Тихона на возрождённый Патриарший престол состоялось на Поместном Соборе 1917–1918 годов.

Собравшиеся священнослужители и миряне долго не могли решить, кому же из архиереев суждено стать Патриархом. Три тура голосования показали, что есть три равных по авторитету и благочестию кандидата: митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий).

В конечном счёте судьбоносный для Церкви и всей России жребий вытянуть доверили старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьёву), пользовавшемуся всеобщим почётом иноку. Первым с начала XVIII века Патриархом велено было стать владыке Тихону.

Недоброжелатели ранее нередко называли его «светским», критиковали за дружбу с творческой богемой и посещение театров. Но при этом «светский» Патриарх, по данным церковных историков, отличался необычайной истовостью в служении. Только за семь лет своего Предстоятельства святитель Тихон 777 раз совершил Божественную литургию! И это в 1917–1925 годах — мрачное время гражданской войны, обновленческого раскола и воинствующего атеизма.

В те годы Церковь не могла позволить себе сосредоточиться исключительно на внутренней жизни. И пример ей подавал лично Предстоятель: Патриарх Тихон решительно осуждал Брестский мир, «красный террор» и вооружённое насилие в любых его проявлениях. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной», — пишет он в воззвании от 1 февраля 1918 года.

19 ноября (6 ноября по ст. ст.). День памяти преподобного Варлаама Хутынского (1192)

Этот святой стал одним из первых подвижников-монахов в истории Русской Церкви. Без преувеличения, нашими предками он почитался наравне с таким Божиим угодником как преподобный Сергий Радонежский: так, на иконе Спасителя на Спасской башне московского Кремля к ногам Иисуса Христа припадают именно эти два преподобных: святой Сергий и святой Варлаам.

Житие Варлаама Хутынского во многом похоже на житие Сергия Радонежского, хоть и жили эти два святых в разные времена и в разных регионах России. Святой Варлаам (в миру — Алексий) тоже происходил из богатой и знатной семьи, и ему тоже с самых ранних лет были не интересны мирские блага — юноша мечтал об отшельнической жизни и уединённой молитве. Однако, как и «игумен Земли Русской», в историю он вошёл, прежде всего, как основатель новой монашеской обители — Спасо-Преображенского Хутынского монастыря на Новгородчине.

Слава о благочестии Варлаама привела к поначалу уединённо жившему иноку немало послушников из разных мест. За советом к нему приходили даже бояре и князья. При этом преподобный был ревностен в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю.

Интересно, что вкладная грамота Варлаама Хутынского основанному им монастырю (святой передал обители пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл) является самым древним русским актом, сохранившимся в подлиннике до XXI века.