Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 26 сентября — 2 октября в 2022 году — шестнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
27 сентября (14 сентября по ст. ст.). Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня — единственный из числа Господских двунадесятых праздников Церкви, установленный в память о событии, не относящемся к годам земного пути Спасителя или Пресвятой Богородицы.
Крест Господень был обретён в 326 году приехавшей в Палестину матерью римского императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием.
В результате раскопок тогда была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).
Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на Небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Богослужебной особенностью этого праздника является совершение чина воздвижения Креста. За Литургией вместо Трисвятого принято петь «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим». В день торжества церковная традиция предписывает верующим держать строгий пост.
В Красноярской епархии в этот день престольный праздник у Крестовоздвиженского храма села Новосёлово.
30 сентября (17 сентября по ст. ст.). День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)
При жизни трёх дочерей верующей римской аристократки Софии называли греческими именами: Пистис, Элпис и Агапэ. Уже спустя века их переведённые имена, символизирующие основные христианские добродетели, были включены в славянские месяцесловы.
Святые мученицы стали жертвами ранних антихристианских гонений, развернутых при императоре Адриане (правил в начале II века).
Согласно преданию, правитель лично решил отвратить Софию и её дочерей от веры во Христа, сначала суля им щедрые дары, а затем — угрожая муками и смертью. Но ответом на все посулы и угрозы был решительный отказ отважной женщины и её дочерей.
В итоге разгневанный император приказал последовательно казнить всех трёх дочерей Софии. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама. Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры.
Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Красноярске освящён храм при Краевой клинической больнице № 1.
2 октября (19 сентября по ст. ст.). День памяти благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия — около 1237-1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. В 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца, выделив младшему — отроку Феодору — маленький Можайск.
Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским.
Стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде, где он женился на татарской царевне, принявшей святое Крещение. Там, в Орде, и родились у святого Феодора его сыновья — святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин.
Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи и традиции. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток.
18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.
Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322–1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие.