Статьи

Православная неделя с 19 по 25 сентября: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и День памяти преподобного Силуана Афонского

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 19–25 сентября в 2022 году — пятнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

19 сентября (6 сентября по ст. ст.). Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)


Этот праздник посвящён одному из чудес, связанных с именем Архангела Михаила. В IV веке гонители-язычники замыслили снести храм, построенный во имя святого во Фригии (территория современной Турции). Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.
Служитель храма святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился архангел, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.
Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

21 сентября (8 сентября по ст. ст.). Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


Первый из череды двунадесятых праздников Церкви, как нетрудно догадаться, посвящён воспоминанию о рождении Пречистой Девы Марии — Божией Матери.
Об этом радостном для каждого верующего событии повествует апокрифическое «Протоевангелие Иакова». Согласно ему, родители Девы Марии — праведные Иоаким и Анна — были честными, кроткими и богобоязненными людьми. Они отнюдь не бедствовали: у семьи было свое стадо домашнего скота.
Однако жизнь супружеской паре отравляло другое: у Иоакима и Анны не было детей, что, по представлениям еврейского общества того времени, означало только одно — Божию немилость, почти что проклятье. Над несчастными супругами потешались. Иоакиму однажды даже не дали принести жертву в иерусалимском Храме. Это настолько потрясло праведника, что потом он отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте. Анна же неустанно молилась Богу, прося Его смилостивиться.
И однажды женщине явился ангел. Он сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Затем ангел предстал и перед Иоакимом, сообщив о беременности жены и посоветовав вернуться к ней. Супруги встретились у городских ворот и вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Произошло это в их доме в северо-восточной части современного Иерусалима: сейчас на нем стоит православный монастырь святой Анны.
Праведных Иоакима и Анну Церковь называет богоотцами. Именно этих святых, по традиции, вспоминает архиерей или священник, благословляя молящихся на выход из храма после богослужения.
Сам праздник Рождества Божией Матери окончательно утвердился в календаре Церкви в V–VI веках. Сразу у нескольких славянских народов —после принятия христианства — вокруг этого торжества сложился обычай «Осенин» — праздника урожая, плодородия и семейного благополучия. В этот день земледельцы благодарили Богородицу за собранный урожай.

24 сентября (11 сентября по ст. ст.). День памяти преподобного Силуана Афонского (1938)


Силуан Афонский (в миру — Семён Иванович Антонов; 1866–1938 гг.) родился в Тамбовской губернии и происходил из небогатой верующей крестьянской семьи.
По окончании военной службы Семён уехал на Афон. Осенью 1892 года будущий святой прибыл в русский монастырь великомученика Пантелеимона. Спустя четыре года его постригли в монашество с именем Силуан. В 1911 году подвижник принял схиму с оставлением прежнего имени. В разные годы нёс послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.
Подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, за длительными богослужениями в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве.
Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.
С 1970-х годов известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.
В 1992-м его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.