События, Статьи

Православная неделя с 22 по 28 августа: Дни памяти апостола Матфия, мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними, а также успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 22-28 августа в 2022 году — одиннадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

22 августа (9 августа по старому стилю). День памяти апостола Матфия (63)

Матфий родился в Вифлееме и с раннего детства изучал Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца.

Именно он по жребию занял место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота. До избрания же в число двенадцати апостолов Матфий был одним из семидесяти учеников Иисуса. После избрания по жребию вместе с остальными апостолами был при сошествии Святого Духа и затем проповедовал в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами.

Житие приписывает ему чудотворения, исцеления больных, очищение прокажённых, воскрешение умерших, изгнание бесов из одержимых. По церковному преданию, он был с проповедью в Сирии, Грузии и Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности.

Затем Матфий вернулся в Иудею и там продолжил свою проповедь. За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями. Однако, согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Его смерть относят к 63 году от Рождества Христова.

25 августа (12 августа по старому стилю). День памяти мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними

Родом из Никомидии, мученики Аникита и его племянник Фотий жили в третьем веке нашей эры. Аникита, военный сановник, обличал им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305), уста­но­вив­ше­го на го­род­ской пло­ща­ди ору­дия каз­ни, чтобы устра­шать хри­сти­ан.

Раз­гне­ван­ный Дио­кли­ти­ан при­ка­зал му­чить свя­то­го Ани­ки­ту, а за­тем бро­сить его на съе­де­ние зве­рям. Но вы­пу­щен­ный из клетки лев сде­лал­ся кро­ток и лас­кал­ся к святому. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, от­че­го упа­ло ка­пи­ще Гер­ку­ле­са, и под об­ва­лив­шей­ся го­род­ской сте­ной по­гиб­ло мно­го языч­ни­ков. Па­лач за­нес меч, чтобы от­сечь го­ло­ву свя­то­му, но сам упал без чувств. Свя­то­й Ани­ки­та вытерпел множество пыток, Гос­подь хра­нил Сво­е­го ра­ба для утвер­жде­ния мно­гих. Пле­мян­ник му­че­ни­ка, свя­той Фо­тий, при­вет­ство­вал стра­даль­ца и, об­ра­тив­шись к ца­рю, за­ме­тил: «Идо­ло­по­клон­ник, твои бо­ги — ни­что!». Меч, за­не­сен­ный над но­вым ис­по­вед­ни­ком, по­ра­зил са­мо­го па­ла­ча.

Му­че­ни­ков по­са­ди­ли в тем­ни­цу, однако уже спустя три дня Дио­кли­ти­ан стал уго­ва­ри­вать их поклониться языческим богам. Му­че­ни­ки отказались, и их снова подвергли пыткам.

В 305 году Дио­кли­ти­ан ве­лел раз­жечь огром­ную печь, и мно­же­ство хри­сти­ан, во­оду­шев­лен­ных по­дви­га­ми свя­тых Фо­тия и Ани­ки­ты, са­ми сту­пи­ли в нее со сло­ва­ми «Мы хри­сти­ане!» и скон­ча­лись с мо­лит­вою на устах. После того, как те­ла Ани­ки­ты и Фо­тия не по­стра­да­ли от ог­ня и да­же во­ло­сы их оста­лись це­лы, мно­гие из языч­ни­ков уверовали во Хри­ста.

 

27 августа (15 августа по старому стилю). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского

Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из обителей он принял постриг и начал уединённую жизнь в пещере близ монастыря. Когда он приобрёл в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шёл на Русь и насадил иночество в этой новопросвещённой христианской стране.

Преподобный Феодосий провёл свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привёл меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря.

Главные черты учреждённого им общежития были следующие: всё имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трёх иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всём примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключённым в темницах.

Из сочинений преподобного Феодосия известны два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из её стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобный Нестор Летописец и Симон.

28 августа (15 августа по старому стилю). Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Божией Матери завершает круг двунадесятых праздников Церкви, поскольку начало нового церковного года (индикта) приходится на 14 сентября по новому стилю. Праздник Успения — непереходящий, каждый год он подводит черту под двухнедельным Успенским постом.

Успение Небесной Владычицы — это не смерть в нашем обыденном представлении. Согласно Преданию Церкви, за три дня до этого Богоматери явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящей встрече с Сыном — Господом Иисусом Христом. После кончины Пречистой Девы апостолы погребли Её тело в Гефсимании, там же, где покоились Её родные. Но уже спустя три дня гробница Пресвятой Богородицы была пуста: Господь вознёс Её на Небо. Поэтому для верующих православных это торжество служит лишним напоминанием о вечности жизни и грядущей после земной кончины встрече со Спасителем.

В день Успения Божией Матери в Красноярской епархии престольное торжество встречают Успенский мужской монастырь города Красноярска и Успенский храм поселка Балахта.