Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 22-28 августа в 2022 году — одиннадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
22 августа (9 августа по старому стилю). День памяти апостола Матфия (63)
Матфий родился в Вифлееме и с раннего детства изучал Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца.
Именно он по жребию занял место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота. До избрания же в число двенадцати апостолов Матфий был одним из семидесяти учеников Иисуса. После избрания по жребию вместе с остальными апостолами был при сошествии Святого Духа и затем проповедовал в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами.
Житие приписывает ему чудотворения, исцеления больных, очищение прокажённых, воскрешение умерших, изгнание бесов из одержимых. По церковному преданию, он был с проповедью в Сирии, Грузии и Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности.
Затем Матфий вернулся в Иудею и там продолжил свою проповедь. За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями. Однако, согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Его смерть относят к 63 году от Рождества Христова.
25 августа (12 августа по старому стилю). День памяти мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними
Родом из Никомидии, мученики Аникита и его племянник Фотий жили в третьем веке нашей эры. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284–305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан.
Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный из клетки лев сделался кроток и ласкался к святому. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святой Аникита вытерпел множество пыток, Господь хранил Своего раба для утверждения многих. Племянник мученика, святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!». Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача.
Мучеников посадили в темницу, однако уже спустя три дня Диоклитиан стал уговаривать их поклониться языческим богам. Мученики отказались, и их снова подвергли пыткам.
В 305 году Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами «Мы христиане!» и скончались с молитвою на устах. После того, как тела Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы, многие из язычников уверовали во Христа.
27 августа (15 августа по старому стилю). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского
Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из обителей он принял постриг и начал уединённую жизнь в пещере близ монастыря. Когда он приобрёл в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шёл на Русь и насадил иночество в этой новопросвещённой христианской стране.
Преподобный Феодосий провёл свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привёл меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря.
Главные черты учреждённого им общежития были следующие: всё имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трёх иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всём примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключённым в темницах.
Из сочинений преподобного Феодосия известны два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из её стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобный Нестор Летописец и Симон.
28 августа (15 августа по старому стилю). Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Успение Божией Матери завершает круг двунадесятых праздников Церкви, поскольку начало нового церковного года (индикта) приходится на 14 сентября по новому стилю. Праздник Успения — непереходящий, каждый год он подводит черту под двухнедельным Успенским постом.
Успение Небесной Владычицы — это не смерть в нашем обыденном представлении. Согласно Преданию Церкви, за три дня до этого Богоматери явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящей встрече с Сыном — Господом Иисусом Христом. После кончины Пречистой Девы апостолы погребли Её тело в Гефсимании, там же, где покоились Её родные. Но уже спустя три дня гробница Пресвятой Богородицы была пуста: Господь вознёс Её на Небо. Поэтому для верующих православных это торжество служит лишним напоминанием о вечности жизни и грядущей после земной кончины встрече со Спасителем.
В день Успения Божией Матери в Красноярской епархии престольное торжество встречают Успенский мужской монастырь города Красноярска и Успенский храм поселка Балахта.