Статьи

Православная неделя с 27 июня по 3 июля 2022 года: перенесение мощей Феофана Затворника, празднование Боголюбской иконе Божией Матери и дни памяти апостола Иуды, брата Господня и преподобного Варлаама Хутынского

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 27 июня —  3 июля в 2022 году — третья седмица (неделя) по Пятидесятнице.

29 июня (16 июня по ст. ст.). Перенесение мощей святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (в миру Георгий), родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника Василия Тимофеевича Говорова. Мать его Татьяна Ивановна была дочерью священника. В 1837 году Георгий окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.

В 1841 году он принял монашество с именем Феофан и окончил академию. Затем будущий святитель преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА). В 1847 году иеромонаха Феофана направили в Иерусалим в составе Русской Духовной Миссии. Начальником Миссии был архимандрит (затем епископ) Порфирий (Успенский). Отец Феофан посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Он изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1855 году будущий святитель в сане архимандрита преподавал в СПбДА, затем был ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года он — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года — ректор СПбДА. В 1859 году архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого.

Святитель Феофан устраивал церковно-приходские и воскресные школы, заботился о повышении образования духовенства. С июля 1863 года он на Владимирской кафедре. Все духовные академии избрали его почетным членом, а СПбДА удостоила и звания доктора богословия. В 1866 году по прошению святитель был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

Время после богослужения и молитвы святитель Феофан посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 года он ушёл в затвор. Святитель совершал богослужения, занимался литературно-богословскими трудами (истолкованием Священного Писания и переводом творений древних отцов и учителей), писал много писем. Он отмечал: «Писать это служба Церкви нужная… Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель Феофан оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение подобно учению святого старца Паисия Величковского, особенно рассуждения о старчестве и умной молитве. Наиболее значительные труды святителя «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня; при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Он был погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни. В 1988 году святитель Феофан, Затворник Вышенский, прославлен в лике святых.

1 июля (16 июня по ст. ст.). День празднования Боголюбской иконе Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, вёзшие киот с чудотворной иконой, остановились, и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешёл в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Её, принесённый из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Её чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Её, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Её в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращённым к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенёс в неё написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесённая из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершённых от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

2 июля (19 июня по ст. ст.). День памяти апостола Иуды Иаковлева, брата Господня

Имя Иуда, весьма распространенное в древние времена среди евреев, давно стало нарицательным. Все помнят, что именно так звали ученика, предавшего Христа. Однако у Христа был ещё один ученик по имени Иуда, который не только не предавал Учителя, но даже умер за Него. Более того, по родству он был Его старшим братом.

В Евангелии неоднократно упоминаются братья и сёстры Иисуса. Конечно же, речь идет вовсе не о том, что у Марии и Иосифа были общие дети. Праведный старец Иосиф, под опеку которого отдали Богородицу, ранее был женат, но со временем овдовел. Сводные братья и сёстры Христа, с младенчества знавшие Его, не верили поначалу в божественную природу Иисуса — им было трудно даже представить, что Мессия растёт рядом с ними. Тем поразительнее, что после выхода Христа на проповедь почти все они стали Его последователями. Один из сыновей Иосифа, Иуда Леввей, прозванный Фаддеем, был избран Христом в число двенадцати апостолов, и проповедовал не только в Иудее, но и в Сирии, Месопотамии и других странах.

Апостол Иуда, в отличие от своего тёзки Иуды Искариота, принял мученическую кончину, не отказавшись от веры.

Апостол Иуда — автор одного из самых коротких посланий, включённых в Новый Завет. Оно состоит всего из одной главы и написано около 70 года I века от Рождества Христова.  Главная тема послания — опасность вероотступничества: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3).

Послание обращено к христианам из иудеев и содержит многочисленные примеры из Ветхого Завета. Апостол напоминает адресатам письма о печальной судьбе Содома и Гоморры, предупреждает христиан об опасности распущенности и призывает их жить в вере и взаимной любви.

2 июля (19 июня по ст. ст.). День памяти преподобного Варлаама Хутынского (+1192)

Этот святой стал одним из первых подвижников-монахов в истории Русской Церкви. Без преувеличения, нашими предками он почитался наравне с таким Божиим угодником, как преподобный Сергий Радонежский: так, на иконе Спасителя на Спасской башне московского Кремля к ногам Иисуса Христа припадают именно эти два преподобных: святой Сергий и святой Варлаам.

Житие Варлаама Хутынского во многом похоже на житие Сергия Радонежского, хоть и жили эти два святых в разные времена и в разных регионах России. Святой Варлаам (в миру — Алексий) тоже происходил из богатой и знатной семьи, и ему тоже с самых ранних лет были неинтересны мирские блага — юноша мечтал об отшельнической жизни и уединённой молитве. Однако, как и «игумен Земли Русской», в историю он вошёл, прежде всего, как основатель новой монашеской обители — Спасо-Преображенского Хутынского монастыря на Новгородчине.

Слава о благочестии Варлаама привела к поначалу уединённо жившему иноку немало послушников из разных мест. За советом к нему приходили даже бояре и князья. При этом, преподобный был ревностен в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю.

Интересно, что вкладная грамота Варлаама Хутынского основанному им монастырю (святой передал обители пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл) является самым древним русским актом, сохранившимся в подлиннике до XXI века.